Сейчас такой шанс есть — у властей связаны руки.
Бывший политзаключенный Николай Статкевич рассказал сайту palitviazni.info о судебных приговорах после акций, давлении на гражданское общество и своем отношении к приостановке санкций Евросоюза в отношении белорусских чиновников.
29 октября в Минске прошла акция памяти жертв сталинских репрессий, которая проходила у здания КГБ на проспекте Независимости по инициативе бывшего политического заключенного Николая Статкевича.
Сотрудники милиции в очередной раз составили протоколы об административных правонарушениях в отношении Николая Статкевича, Владимира Некляева и Анатолия Лебедько.
- Это будут не первые административные дела за акции, впереди - суды... Как вы оцениваете предварительные судебные приговоры?
- Это попытка запугать общество. У властей связаны руки, чтобы хватать людей во время акций, режиму необходимы деньги. И этих денег уже не хватает. Поэтому они должны терпеть нас, а мы должны пользоваться моментом, чтобы вернуть для начала пространство свободы в центре Минска. Ведь людей сначала загоняли на площадь Бангалор, а потом уже и та площадь считалась «за счастье». Сейчас власти не могут массово хватать людей, не могут арестовывать организаторов мероприятий, а потому выбрали тактику больших штрафов. В надежде, что западные партнеры не будут жестко реагировать на такое наказание.
- На ваш взгляд, долго такая ситуация продлится?
- Штрафы могли бы давать бесконечно, но, например, в моей ситуации есть ограничения. У меня уже есть три административных взыскания. И сейчас власти нужно что-то решать. Либо останавливаться, либо вводить превентивный надзор за Николаем Статкевичем, а дальше уже и до заключения не так далеко. И тогда зачем была вся эта игра с Западом? Я не знаю, что будет дальше. Просто пользуюсь возможностью, чтобы сделать наше общество более свободным, чтобы уменьшился уровень страха.
- Чувствуете ли вы на себе какое-то давление со стороны властей после освобождения?
- Его нет. Давление на нас бывает в нашей же голове. Когда нас пугают, а мы боимся, тогда это давление. Меня, возможно, пытаются напугать штрафами, а мне от этого просто смешно. Не бойтесь, и будете молоды, красивы и здоровы!
- Как вы относитесь к приостановке санкций со стороны Евросоюза в отношении Беларуси?
- Хорошо, что санкции приостановили, а не полностью отменили. Мне, например, было бы все равно, поедут ли белорусские чиновники на закупки в «Акрополис». Пусть бы съездили и посмотрели на те цены и сравнили с нашими. Но я все время говорю, что здесь есть и определенный моральный смысл. Это сигнал нашему обществу, что ценности свободы и демократии, которых вы жаждете, - не совсем для вас. Такой сигнал трудно людьми воспринимается. А мы будем доказывать, что свобода и демократия - это наше. Вот вышли к зданию КГБ - и доказали. Посмотрим еще, кто убедит наше общество. А наши европейские коллеги пусть сами решают свои дела и смотрят на то, с кем им дружить. Но, повторюсь, санкции приостановили, но не отменили, поэтому грех не воспользоваться дополнительной возможностью для работы.