Белорусский агропром дает всего 4,4% ВВП, но на его поддержку ежегодно тратятся миллиарды долларов. Как будет реформироваться сельское хозяйство Беларуси? И возможны ли в нем вообще «мягкие» реформы, без тотальной ликвидации убыточных хозяйств?
В последние недели вырисовывается все более ясная картина того, как следующие пять лет будет происходить относительное реформирование промышленности, валютной и финансово кредитной политики, как буду выстраиваться отношения государства и бизнеса. Но пока совсем мало понимания того, какие реформы ожидают сельское хозяйство. Как выясняется, аграрный сектор настолько отягощен долгами и убыточными предприятиями, что его «проще убить, чем прокормить».
Спикер Совета Республики Михаил Мясникович на недавнем совместном заседании верхней и нижней палат Национального собрания озвучил впечатляющие цифры. «Финансирование государственных программ АПК за 2011-2015 годы составило Br410 трлн, или $43,8 млрд. Из них 69% – собственные средства предприятий, – отметил Мясникович. – Еще 14% из этих средств – кредиты банков, и только 16,5% – бюджетные средства».
По словам председателя Совета Республики, в 2014 году Беларусь экспортировала на 10% больше мяса и в два раза больше молока и молочных продуктов, чем во времена СССР. При этом страна полностью закрывает потребности внутреннего рынка, а вся мясомолочная продукция произведена на собственных кормах.
Но сравним цифры. Планируемые доходы госбюджета на 2015 год – около 157 триллионов рублей. За четыре года субсидии АПК составили Br410 трлн, то есть 2,6 годовых доходов бюджета. А если учесть инфляцию, то и все 3,5… И это при том, что сельское хозяйство обеспечивает только 4,4% объема ВВП (данные за 2014-й) – против 40,2% у промышленности и 55,4% у сферы услуг. При этом министр сельского хозяйства Леонид Заяц, отчитываясь перед депутатами, признал: в Беларуси в среднем надой на одну корову составляет в год около 4 тыс. 700 кг молока, тогда как в Европе получают в два раза больше.
Выход чиновники правительства и депутаты видят в развитии частного бизнеса непосредственно «внутри» аграрной отрасли. «Сельское хозяйство должно стать сферой, где будет больше частных денег и инициатив. Сейчас, к сожалению, объемы получения внутреннего валового продукта от сельского хозяйства в стране не такие, на которые мы рассчитываем, – заявил председатель постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктор Валюшицкий. – У нас сельское хозяйство – достаточно развитая сфера, но в объемах ВВП, конечно, мы еще не дотягиваем. Я считаю, что приход частника мог бы изменить эту ситуацию».
Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на совместном заседании палат парламента также констатировал, что фермерские хозяйства работают более эффективно, чем сельскохозяйственные предприятия – те же колхозы, которым просто придали иной юридический статус.
«Эффективность фермерских хозяйств на 8% выше, чем сельскохозяйственных предприятий в целом», – сказал Заяц. По данным министра, в Беларуси сейчас более 2,9 тыс. фермерских хозяйств, использующих 1,9% сельхозугодий и дающих 2% от валовой продукции сельского хозяйства по стране. Их государство тоже поддерживает: в 2011-2015 годах фермерам выделено Br567 млрд.
«Возле нашего хозяйства есть несколько других, которые совсем нерентабельны, которые по всем показателям хуже нашего. Но именно они из года в год получают дотации и субсидии – от района, от области, – рассказал БДГ замдиректора СПК «Заречное» (Пинский район) Федор Повелецкий. – И каждый раз у них мотив один: не дадите денег – мы не сможем выплатить зарплату. Понятно, что если не заплатят даже те копейки (которые местные сразу пропивают) – будет скандал, и полетят головы уже у местного начальства. Вот и платят. А потом эти деньги в том числе с нас снимают – через разные манипуляции с закупочными ценами или продажей техники в лизинг. Выходит, мы работаем и за себя, и за соседний совхоз!».