Несмотря на отрицательные оценки экономической ситуации в Беларуси многими белорусскими экономистами, сторонние – зарубежные наблюдатели и эксперты часто оценивают перспективы белорусской экономики лучше, чем сами белорусы.
Сегодня в самой Беларуси эксперты довольно сдержанно оценивают перспективы проведения структурных реформ в экономике Беларуси в ближайшие пять лет президентства Александра Лукашенко. Большинство сходится во мнении, что радикальных изменений не будет совсем – власти лишь объявят о них, а потом ограничатся косметическими реформами ради получения кредитов от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития.
Между тем, международные эксперты, наоборот, все чаще говорят об относительно неплохих перспективах белорусской экономики. Хотя, конечно, оценивают ее по-разному.
Например, эксперты Всемирного банка считают, что по итогам 2015 года ВВП Беларуси упадет на 3,5%, в 2016-м падение составит 0,5%, а в 2017 году возобновится незначительный рост – на 1%. Об этом 2 ноября на брифинге в Минске заявил старший экономист Всемирного банка Руслан Пионткивский. «В будущем году продолжат действовать основные негативные факторы: рецессия в основных странах-партнерах, затрудненный доступ к внешнему финансированию, меры для стимулирования экономики будут серьезно затруднены», – отметил он.
Однако же по итогам девяти месяцев нынешнего года снижение ВВП составило уже 3,7%, а инвестиции в основной капитал снизились на 13,9% до 145,9 трлн рублей. На фоне этих цифр обещанное Всемирным банком на следующий год падение ВВП в размере 0,5% выглядит почти как экономический рост.
В свою очередь, американское информагентство Bloomberg (специализируется на деловой и финансовой информации) называет нашу страну и лично Александра Лукашенко «любимцами рынка облигаций». «У Беларуси получается выигрывать от отношений как с Россией, так и с Европой одновременно. От первой республика получила кредит на $760 млн летом 2015 года; вторая приостановила санкции в ответ на помилование политзаключенных незадолго до президентских выборов, – пишет Bloomberg. – В итоге Лукашенко удалось сократить спред доходности гособлигаций страны по сравнению с другими развивающимися экономиками почти до годового минимума. Белорусские ценные бумаги с февраля выросли вдвое».
Белорусский президент иногда путает реструктуризацию долга с рефинансированием, отмечает Bloomberg (это случилось в ходе его 7-часовой пресс-конференции 29 января – БДГ). Однако спред доходности долларовых облигаций Беларуси с погашением в январе 2018 года к бумагам развивающихся стран сократился 19 октября до 11-месячного минимума. С момента заключения в Минске в феврале соглашения о перемирии в Украине белорусские бонды выросли на 34% – в 2,5 раза больше, чем российские бумаги.
«Зря Беларусь недолюбливали, – заявил в комментарии для Bloomberg Ян Ден, глава отдела исследований лондонской компании Ashmore Group, держателя белорусских облигаций. – Лукашенко сумел использовать роль медиатора между Россией и Украиной на пользу своей стране, и теперь инвесторы начинают понимать, что недооценивали Беларусь».
Наконец, «Комсомольская правда в Белоруссии» опубликовала интервью со старшим советником Регионального центра ПРООН для стран Европы и СНГ Беном Слэем. С одной стороны, он считает, что в Беларуси сейчас не очень удачный момент для реформ. «Европейская экономика растет медленно, кризис продолжается. Когда другие страны Восточной Европы вроде Польши, Словакии или Венгрии проводили структурные реформы в 90-х, им было гораздо проще. Тогда европейский рынок стремительно рос, благодаря чему этим странам удалось быстро наладить экспорт и собственное производство», – говорит он.
С другой стороны, Бен Слэй признает: «Нынешняя ситуация в Беларуси значительно лучше: инфляция хоть и высока, но не выходит из-под контроля, обменный курс колеблется, но в пределах нормы. Польше с ее угрозой гиперинфляции в 90-х пришлось сложнее».
По его словам, именно Польша и должна стать для Беларуси образцом при проведении реформ. «Польше очень хорошо удался переход от социализма к капитализму. В 90-х они привлекли много инвестиций, благодаря которым смогли модернизировать банковскую систему, энергетический сектор, производство, хорошо использовали свой экспортный потенциал, а потом хорошо воспользовались преимуществами, которые им дало вступление в ЕС».