Для выхода Беларуси из экономического кризиса необходимы структурные реформы.
2 ноября представительство Всемирного банка представило прогноз макроэкономического обзора состояния экономики страны, а также перспектив его развития.
По оценкам Всемирного банка, в 2015 году ВВП Беларуси снизится на 3,5%, в 2016 году — на 0,5%. В 2017 году можно ожидать его незначительный – в 1% - рост. Банк также прогнозирует, что сокращение инвестиций в основной капитал в 2015 году снизится на 3,5%, в 2016 году — на 0,5%.
В то же время, глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким заявил, что шаги, которые предпринял Нацбанк Беларуси в этом году, подтверждают приверженность властей идти на реформы.
- Я согласен с тем, что Национальный банк действительно идет на реформы в той части, которая относится к монетарной, процентной, денежно-кредитной политике, - заявил в интервью "ЕвроБеларуси" бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич. - Нацбанк как раз таки осуществляет необходимые преобразования. Например, с 1 января внедряется новая модель регулирования на валютном и потребительском рынке.
Что касается всего правительства, то я бы с сомнением отнесся к высказыванию представителя Всемирного банка. Потому что правительство в лице президента заявило, что белорусская модель – великолепная и самая лучшая в мире, будет, хотя и совершенствоваться, но сохраняться. Но, по моему мнению, она довела страну до тупика и кризиса.
- Реалистичны ли, на ваш взгляд, прогнозы Всемирного банка о постепенном снижении инфляции: в 2015 году – до 17%, в 2016 – до 15,2%?
- В принципе, снижение должно происходить, если Национальный банк будет придерживаться объявленной политики на сокращение широкой денежной массы, а также других направлений денежно-кредитной политики. Снижение инфляции будет происходить, если Нацбанк сумеет выдержать давление других органов власти, в частности, президента. И не будет предоставлять ресурсы для кредитования убыточных госкомпаний, которые работают на склад, а не на конкурентоспособный рынок. Если не будет увеличиваться безресурсная ремиссия, то вполне возможно постепенное сокращение уровня инфляции и дальнейшая стабилизация валютного курса.
- Еще один оптимистичный прогноз Всемирного банка: в 2017 году возможен небольшой - в 1% - рост ВВП.
- Тяжело отвечать на такие вопросы, не зная, будет ли власть осуществлять структурные, институциональные преобразования. Если будет, то это вполне возможно.
Если же власть будет ориентироваться на неэффективную модель развития, то стагнация, ухудшение уровня жизни будет продолжаться, складские запасы не снизятся.
Все зависит от того, будет ли у нас новое реформаторское правительство, пойдет ли оно вместе с Нацбанком на глубокое преобразование экономической системы управления, совершенствование экономической модели, на переход от кулака авторитарной модели к более рыночной. Если это случится, то, я думаю, Беларусь условно восстановит ситуацию в сфере производства и других сферах.
Но я пока этого не вижу. Лукашенко заявляет, что правительство хорошее, модель отличная. Только результаты плачевные. У нас зарплата упала с 600 долларов в месяц до 380-390 долларов.
Однако народ посчитал, что это правильно, единодушно поддержав власть на президентских выборах. Наверно, я что-то не знаю. В других государствах, если ситуация ухудшается, власть меняется, меняются лидеры. У нас же наоборот, поддержка Лукашенко выросла на 3-4 процентных пункта. Это значит, что народ доволен. Что же тут спрашивать у Богданкевича, который является сторонником модернизации экономической системы, перехода к рыночной модели?
- А почему, на ваш взгляд, Лукашенко все-таки не хочет идти на структурные преобразования в экономике? Веди выборы прошли, есть поле для маневра.
- Думаю, он, может быть, и пойдет на них. Возможно, он делает популистские заявления, чтобы не признавать, что на нем лежит вина за плачевное состояние, в котором находится наша экономика. Может быть, он все же пойдет на изменение состава правительства, на предоставление ему полномочий на проведение реформ.
Думаю, по такому пути он пойдет, если не дадут за красивые глаза денег. В этом случае мы вынуждены будем идти не на совершенствование модели, которая довела страну до тупика, а на коренное преобразование экономической модели страны.
Нужно идти на сокращение расходов бюджета, без чего невозможно даже настоящее снижение уровня инфляции и стабилизация на валютном рынке.
Оживлять экономику нужно на счет снижения налогообложения, ликвидации прослойки госсектора, который дает сотни миллионов долларов убытков в последние два года.
Хорошо, что у нас есть химическая отрасль, которая дает значительную прибыль. Но это ненормально, когда вся прибыль идет на покрытие убытков.