Ситуация в белорусской экономике будет ухудшаться.
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич в экспресс-комментарии «Салідарнасці» оценил заявление помощника Лукашенко Кирилла Рудого о том, почему реформы в Беларуси в ближайшее время не получатся.
– В своем выступлении Кирилл Рудый назвал причины, по которым структурные реформы в 2016 году не получатся. Одна из них, по его словам, заключается в том, что очевидного общественного запроса на проведение реформ нет, люди их боятся. Вы согласны с этим?
– На мой взгляд, точка зрения необразованной части населения не должна являться барьером для проведения реформ. Как правильно отметил в одном из своих выступлений тот же Кирилл Рудый, для преобразований нужна политическая воля. Нужно вести народ за собой, а не говорить, что он не готов. Народ будет готов, если ему все разъяснить. Для этого и нужна элита.
Поэтому моя точка зрения: для реформирования и совершенствования экономики нужно, прежде всего, преобразовать политическую систему. Необходимы свобода дискуссии, свобода СМИ, выборность и обновление состава госчиновников и директората. Авторитаризм не позволяет нам совершать преобразования в управлении экономики.
– Кирилл Рудый задался вопросом, кто же будет проводить реформы. Он отметил, что имеющиеся кадры делать этого не позволяют. Как вы считаете, где взять необходимых специалистов?
– Нужно обновить директорский и чиновничий корпус. Заменить тех, кто мыслит по-советски, на рыночников. Почему это нельзя сделать? У нас есть на среднем уровне весьма подготовленные чиновники. Рудый в другой части выступления говорил о том, что высокообразованные специалисты у нас есть.
Но пока мы наблюдаем в правительстве тасовку одних и тех же старых кадров. А если и появляются новые (имею в виду Снопкова и Рудого), то они вынуждены на конференциях выступать, – к реальной власти их не допускают.
В последнее время их привлекают только к обсуждению. И я вот думаю: когда их уже погонят из власти? За Кириллом Рудым давно наблюдаю, слежу за его выступлениями – он мыслит так же, как и Богданкевич. На 90% наши взгляды совпадают.
Только я больше делаю акцент на том, что Рудый, будучи официальным помощником Лукашенко, не может высказать. Хотя он тоже критикует авторитарную систему управления, когда говорит, к примеру, о ручном управлении, которое завело экономику в тупик.
– Еще один посыл помощника Лукашенко: необходимости срочно что-то менять не ощущается, деньги в бюджет поступают.
– Нет, ждать с началом реформ нельзя. Разумеется, Беларусь не погибнет, если реформы начнутся через год. Но ситуация будет ухудшаться. Я думаю, Рудый это прекрасно понимает. Мы уже наблюдаем падение ВВП, падение рентабельности, нарастание складских запасов и неликвидов – огромные оборотные капиталы заморожены. Средняя зарплата достигала 600 долларов, а сегодня упала ниже 400. Реформы нужно начинать немедленно.
Может быть, Рудый думает, что народ нужно довести до бунта, чтобы начать реформы? Тогда это другой вопрос. Но элита должна понимать, что доводить до этого нельзя.
– Как считаете, чем завершится дискуссия о необходимости реформ внутри власти? Вчера и замглавы администрации Лукашенко Николай Снопков высказался за структурные реформы, но Александр Лукашенко ранее заявил, что на них не пойдет.
– Я наблюдал за многими вступлениями на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», все говорили о необходимости реформ, и, я так понимаю, что главным барьером для их начала является только Лукашенко. Поэтому я и говорю, что начинать надо со сменяемости власти.
Рудый правильно отмечал, что чрезвычайно важно наличие политической воли. А у Лукашенко этой воли нет, у него есть только воля сохранить статус-кво.
Но с вынесением категорических оценок о том, чем закончится дискуссия внутри власти, считаю, нужно повременить. Посмотрим, каким у нас будет новое правительство, кто будет его возглавлять, какую программу утвердят на следующую пятилетку на Всебелорусском народном собрании.
Замечу только, что объяснения в русле того, что, мол, народ не созрел для реформ, являются, на мой взгляд, популистскими. Поляки 20 лет назад для них созрели, а мы нет? Литовцы созрели, а мы нет? Смешно даже слушать. Наш народ не глупее и достаточно образован. Нужно ориентироваться на свою элиту, а не на ортодоксов и ретроградов.