Александр Лукашенко 4 ноября подписал указ № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь». Она будет проведена с 1 июля 2016 года. В результате нынешние 10 тысяч рублей превратятся в 1 рубль.
В интервью "Ежедневнику" экс-глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич поделился своими мыслями относительно предстоящих денежных метаморфоз.
- Станислав Антонович, зачем, на ваш взгляд, проводится новая деноминация?
- Это очевидно – у нас очень обесценена начальная денежная единица – 1 рубль. В результате упразднения лишних нулей, он станет весомее в глазах общественности и бизнеса. С другой стороны, я всегда подчеркивал, что деноминация не является реформой. Это просто изменение масштабов национальной валюты. В Беларуси деноминация назрела давно. Но ее надо проводить, когда уровень инфляции составляет 3-5%. Максимум – до 10%. А у нас инфляция составляет двузначную величину. И в этом плане мы несколько поторопились, так как сначала следовало бы обуздать инфляцию. Но, еще раз подчеркну, деноминация – это не реформа. Это чисто техническое действие.
- Помимо сокращения нулей, в чем польза деноминации?
- Для того, чтобы деноминация была полезна для экономики, параллельно нужно предпринимать целый комплекс мер, реформ, по сокращению инфляции. В противном случае, лет через 10 эти деньги тоже обесценятся и нам придется проводить деноминацию вновь. Кстати, тогда можно будет на деньгах портреты выдающихся белорусов напечатать – Франциска Скорины, Максима Богдановича и других. Не понимаю, зачем опять эти здания на купюрах? Неужели нам больше гордиться нечем и некем?
Но в принципе деноминация – мера оправданная. Скоро вычислительная техника может перестать справляться с расчетами триллионов рублей национального продукта.
- Бытует мнение, что в результате упразднения нулей и округления цен, эти цены под шумок вновь могу вырасти?
- Я не думаю, что в Беларуси под деноминацию будут повышать цены. Я полагаю, что она будет относительно справедливой. Какое-то округление незначительное будет. Деноминация может привести к росту цен на 0,5%-1%, но это все мелочи. Мы и так периодически занимаем по темпам инфляции первое место в Европе, поэтому в Беларуси нет смысла цены в рамках деноминации поднимать.
- Вы говорите, что деноминация без реформ, приведет к новой деноминации. А как сами считаете, реформы будут?
- Звучат очень противоречивые заявления. Кирилл Рудый (помощник президента по экономическим вопросам – прим. "Ежедневника"), Николай Снопков (замглавы Администрации президента – прим. "Ежедневника") – очень прогрессивного плана экономисты, которые понимают необходимость реформ. Но есть заявления президента, который заявлял, что пока он правит, никаких реформ не допустит. Как тут быть?