Белорусы немало фантазировали о новых белорусских деньгах задолго до проекта деноминации-2016.
«Радыё Свабода» собрало нереализованные и фантастические купюры Беларуси.
Если не брать в счет Средневековье, впервые у белорусов возможность заполучить собственные деньги появилась только в начале XX века – во времена Белорусской Народной Республики. Но БНР по разным причинам этого не сделала, до нас не дошли даже возможные проекты тогдашних рублей или талеров. Тем не менее, на территории БНР вместе с российскими, польскими и немецкими деньгами ходили и собственные расчетные единицы местных властей. Например, боны Слуцкого земства, сохранившиеся в Белорусской библиотеке и музее имени Франциска Скорины в Лондоне.
После того, как территория Беларуси была разделена между Советским Союзом и Польшей, она не имела собственных денег. И во времена немецкой оккупации по Беларуси ходили иностранные деньги: возможно, единственное, что можно считать «здешним», - это текстильные талоны генерального округа «Беларусь» с надписями по-немецки и по-белорусски. Такие талоны выдавали за сданную продукцию на покупку текстильных изделий.
После провозглашения независимости современной Республики Беларусь собственные деньги появились не сразу. Первые белорусские рубли, известные в народе как «зайчики», имеют на себе цифры 1992. Но до них были введены карточки потребителя. Кроме привычных листов с купонами, были и пробные купоны, больше похожие на купюры, произведенные в 1991 году во французской типографии, они сохранились в музее Нацбанка. Еще без «Погони», но с животными и «домиками».
Кроме зверей из энциклопедии «Звери и птицы нашей страны», на белорусских деньгах могли появиться и люди. В 1990 году Совет министров БССР позволил создать белорусский Государственный знак с Сергеем Слабченко во главе. В том же году соавтор герба Республики Беларусь «Погоня», художник Владимир Круковский, как он рассказывал «Комсомолке», предложил концепцию и обоснование собственных белорусских денег: талеров в качестве купюр и денег в качестве монет. Эскизы нарисовал Леонид Бартлов. На них можно увидеть национальных героев Беларуси.
Но позже от идеи национальных героев решили отказаться, как и от названия «талер». Некоторые эскизы еще содержали слово «талер», но уже со зверями вместо людей, а на некоторых не было и названия валюты.
Вместо «зайчиков» предполагали напечатать национальных героев, но первый «тестовый» тираж попал на склады. Правительство Беларуси выделило 20 миллионов долларов на печать в Германии белорусских рублей, дизайн которых разработал Александр Зименко. В 1994 году типография Giesecke & Devrient в Мюнхене напечатала белорусские рубли с Купалой, Коласом, Скориной, а также Белой башней и Спасо-Ефросиньевской церковью. Но они много лет пролежали в хранилище в Мачулищах, так и не войдя в обращение.
В 1998 году снова задумались, чтобы заменить зверей людьми: как рассказывала штатный дизайнер Нацбанка Татьяна Радивилко, в 1998 году группа сотрудников Нацбанка стала вновь продвигать идею «денег с людьми» и сделала эскизы талеров со Скориной, Купалой, Коласом, Шагалом и «Песнярами». Да авторы и сами знали, что предложение вряд ли примут.
С начала 2000-х предлагалась единая валюта сначала «союзного государства» Беларуси и России, затем Евразийского союза. Но дальше эскизов, серьезных или шуточных, проект не вошел.
В 2007 году нумизмат В. А. Юргенсон из Минска снова предложил нарисовать на белорусских рублях лидеров белорусских земель разных времен: князей Всеслава Чародея, Володшу, Гедимина, Витовта, а также Льва Сапегу, Кастуся Калиновского, Романа Скирмунта и Петра Машерова.
В 2011 году произошел серьезный обвал белорусского рубля - за год доллар вырос с трех тысяч до почти девяти. Пользователи социальных сетей стали шутить о купюрах в ноль рублей или о совсем неприличных суммах, а на одном из новостных порталов предложили «компромиссный» переход на доллары.
Также в 2011 году серьезно встал вопрос введения купюры в 200 тысяч рублей. Об этом заранее сообщила председатель Нацбанка Надежда Ермакова, а читатели «Комсомольской правды» бросились предлагать свои варианты 200-тысячной купюры. На ней изображали Национальную библиотеку, «Минск-Арену» и здание Нацбанка. Но не угадали: на настоящей купюре решили поместить изображение художественного музея в Могилеве.
И тогда же пользователи социальных сетей снова вспомнили талер — возможно, в первый раз с латиницей наряду с кириллицей.
К денежной теме тогда подключились и пиарщики: агентство Capitalist Digital в рекламных целях предложила новые купюры с часами. Несмотря на чисто коммерческий характер работы, на купюрах «засветилась» и «Погоня».
Дизайн-студия «Оттепель» провела в 2011 году целый конкурс на дизайн новых денег. А победителей наградила собственной продукцией.
Настоящая лавина «новых рублей» пошла 1 апреля 2013 года: новые деньги в шутку предложили на «день дурака» tut.by, naviny.by и МТБанк. Первые (судя по подписи, руками Вадима Трусова) «предсказали» увеличение максимального номинала до 500 тысяч, другие создали «прокопейки» в честь председателя Нацбанка Петра Прокоповича, третьи заменили «зайчиков» на «динозавриков».
Следующая волна «креативных предложений» была вызвана заявлением Лукашенко о том, что новые деньги в Беларуси уже есть и что они похожи на евро. Заявление прозвучало в январе 2014 года, а реакция наступила только через год. Сначала креативщик из Кобрина Роман Дубинка предложил «модернизированный» вариант тогдашних рублей «под евро».
В ответ на комментарии «а почему не талер» под новостями об этом дизайне «Наша Нива» предложила вариант талеров (уже не «под евро») с национальными героями Беларуси - Витовтом, Евфросиньей Полоцкой, Скориной, Огинским, Ордой, Калиновским, Купалой и Короткевичем.
А затем и блогер 1863x предложил свои деньги: соединил идею талеров и евро с альтернативными, но не менее национальными героями: Гедимином, Барбарой Радзивилл, Константином Калиновским, Язепой Дроздовичем и Михалом Витушкой.