На новых купюрах есть еще несколько особенностей, кроме подписи Петра Прокоповича и ошибки в слове «пятьдесят».
«Радыё Свабода» собрало несколько неочевидных наблюдений.
Практически сразу белорусы заметили на новых деноминированных рублях две интересные вещи. Во-первых, банкноты подписаны не нынешним, а бывшим председателем Нацбанка - Петром Прокоповичем. Во-вторых, с точки зрения новых правил правописания они содержат орфографические ошибку - «пяцьдзесят» вместо «пяцьдзясят». Обе особенности связаны с тем, что рубли печатались еще в 2009 году - при старых правилах и старом председателе Нацбанка, который сейчас и не вспомнит, почему деноминацию не провели тогда.
Как евро, да не совсем
Лукашенко в 2014 году заявлял, что новые деньги белорусов будут похожи на евро. Определенное сходство есть. Что интересно, полное сходство есть в номиналах: и белорусский рубль, и евро представлены купюрами в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 единиц, монеты имеют номиналы в 1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек-центов и 1-2 рубля-евро.
Как и евро-монеты, белорусские 2 рубля имеют двойной цвет: серебристый внутри, золотистый снаружи. Только в евро цвета наоборот: снаружи серебристая никелевая латунь, внутри золотистый медно-никелевый сплав. Монета в 1 рубль в Беларуси чисто серебристая, хотя 1 евро, как 2 белорусских рубля, серебристый внутри и золотистый снаружи. А вот монеты меньших номиналов совпадают по цветам: 1, 2 и 5 единиц - бронзового цвета, 10, 20 и 50 - золотистого. Единственно на аверсе нет «Погони», как на литовских евро.
Купюры в целом повторяют цветовую гамму евро, но порядок сбивается. В евро: серый - розовый - голубой - оранжевый - зеленый - желтый - фиолетовый. На рублях: розовый - голубой - желтый - зеленый - голубой (опять!) - фиолетовый - сине-фиолетовый. По цвету можно спутать 10 и 100 рублей, а 500 - одновременно перепутать и с 200, и с 500 рублями.
Правда, если евро имеют общую тему - окна и ворота на аверсе и мосты на реверсе - то на белорусских купюрах трудно проследить логику, согласно которой Национальная библиотека оказалась рядом с церковью или дворцом. Кроме того, можно заметить сходство по цветовой гамме и литовских литов. А традицию посвящать отдельные купюры отдельным областям можно проследить и на российских рублях.
Христианство вместо СССР
Новые деньги сохранили традиции старых: вместо выдающихся исторических деятелей или присущих Беларуси зверей - на них здания и коллажи. Остались и некоторые здания со старых купюр: Художественный музей в Могилеве, дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, Несвижский и Мирский замки. А советские здания исчезли.
Академия наук, старая Национальная библиотека, Нацбанк, Брестская крепость, Оперный театр, Дворец культуры профсоюзов, Художественный музей, Дворец спорта, спорткомплекс «Раубичи» и витебский амфитеатр - все советское осталось на старых деньгах. На новых Брестскую крепость заменила Белая башня, вместо амфитеатра - Спасо-Преображенская церковь, вместо советской Национальной библиотеки - новый ромбокубооктаэдр. Тема Великой Отечественной не раскрыта никак.
Правда, Спасо-Ефросиньевский церковь на купюре имеет современный купол-луковицу, присущий московским церквям и надстроеный в 2000-х «под XIX век», а не аутентичный романский купол, известный из исторических изображений до передачи церкви в московский патриархат. А вот есть ли «московская» луковица на Несвиже на 100 рублях - неизвестно. Башня, из-за которой было немало споров историков с реставраторами, деликатно прикрыта цифрой 1.
#пагоняпобач
На новых купюрах можно заметить и «Погоню» - официально не запрещенную, но нелюбимый некоторыми представителями власти герб Беларуси начала 90-х, он же герб Витебской области. На «витебской» купюре «Погони» нет, но есть на «могилевской» - в составе герба Могилева.
Символов же советских на купюрах не осталось: вместо пятиконечных звезд сейчас православные кресты и рождественские звезды.
Чужой алфавит
Новые белорусские рубли посвященны отдельным областям Беларуси и ее столице. 5 - Брестская, 10 - Витебская, 20 - Гомельская, 50 - Гродненская (Гродненская школьным правописанием), 100 - Минская (Минская), 200 - Могилевская, 500 - столица, город Минск.
Они отлично отсортированы по алфавиту - но российскому: сначала «Минская», потом «Могилевская», а не наоборот, как было бы по-белорусски.
Опять двуязычная купюра?
Банкнота в 500 рублей 1992 года, на которой была изображена площадь Победы в Минске, имела надписи на двух языках, что не часто случается в мире. Хотя все служебные надписи были на белорусском, но присутствовала российская надпись на зданиях на площади - «Подвиг народа бессмертен».
На новых купюрах также можно заметить два языка, хотя и с натяжкой. На 500 рублях возле Национальной библиотеки нанесен текст. Прочитать его при нынешней качестве образцов-изображений трудно, но, судя по шрифту, он может быть на старорусском либо древнерусском языках, отличительных от современного белорусского.
Коласу слава, слава Купале
Выдающиеся личности Беларуси все же упоминаются на белорусских деньгах. На той самой купюре с Национальной библиотекой с обратной стороны можно найти имя Янки Купалы, фрагмент обложки книги «Сымон-музыка» Якуба Коласа и «Вянок», единственный прижизненный сборник стихов Максима Богдановича. Есть косвенные памятки и о других личностях: на 10 рублях - знак Скорины и крест Евфросинии Полоцкой, на 20 рублях - Туровское Евангелие, создатель которого, правда, неизвестен.
Менее очевидно кто-то упомянут на «гродненских» 50 рублях. На обратной стороне есть ноты неназванного произведения. Если присмотреться, в них можно узнать отрывок из Полонеза Огинского - «Прощание с Родиной».