После передачи Польше документов о польских узниках времен Второй мировой войны общественность ожидает открытия архивов белорусского КГБ.
Так известный белорусский политик, общественный деятель и языковед Винцук Вячорка прокомментировал корреспонденту «Новага Часу» информацию польского издания wiadomosci.onet.pl о том, что КГБ Беларуси передал спецслужбам Польши документ о польских узниках времен Второй мировой войны.
Согласно польским медиа, 6 ноября пресс-секретарь Агентства внутренней безопасности Польши (АВБ) полковник Мацей Корчинский сообщил, что во время встречи координатора польских спецслужб, министра Марека Бернадского и главы АВБ Дариуша Лучакa с представителями белорусского КГБ Мареку Лучаку был передан список мест, куда направлялись польские заключенные, задержанные советским стороной в начале Второй мировой войны. Причем этот список, который может помочь в поиске так называемого Белорусского катынского списка, был передан белорусской стороной в качестве акта доброй воли.
Мацей Корчинский пояснил, что речь идет о копии доклада белорусского руководства на имя наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии с названием пяти мест, куда могли быть отправлены поляки, взятые в плен советскими войсками в начале Второй мировой войны. Лагеря в Орехове (ныне - деревня в Малоритским районе Брестской области), Радошковичах (ныне - поселок в Молодечненском районе Минской области), Столбцах (ныне - в Минской области), Тимковичах (ныне - деревня в Копыльским районе Минской области) и Житковичах (ныне - город в Гомельской области) могли вместить до 10 тысяч человек.
В докладе говорится о подготовке этих мест, названы имена людей, которые должны были отвечать за это дело. Сообщается также, что позже пленных планировалось отправить в Козельский лагерь.
Документ будет передан в Институт национальной памяти, который займется его изучением. Копия доклада может помочь в поиске Белорусского катынского списка, который историки считают одной из величайших тайн катынского расстрела 1940 года. Этот список касается 3.870 польских граждан из почти 22 тысяч всех жертв Катыни. После нападения СССР на Польшу 17 сентября 1939 года польские граждане с БКС были арестованы НКВД в восточных воеводствах, а затем убиты по приказу Иосифа Сталина - скорее всего, в тюрьме НКВД в Минске. Предполагаемым местом захоронения поляков является урочище Куропаты под Минском, где закапывали жертв НКВД в 1937-1941 годы.
Количество убитых (3.870) в БКС связана с запиской 1959 от председателя КГБ СССР Александра Шелепина на имя секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. В этой записке Шелепин сообщает, что в БССР и УССР было убито 7305 польских граждан. Причем в Украинском катынском списке находится 3435 имен, а остальные 3.870 человек - это отсутствующие имена жертв из Белорусского катынского списка.
Вячорка назвал «очень преувеличенной» радость польской прессы и заявления в ней о «беспрецедентном шаге сотрудничества с Беларусью», ведь если белорусская сторона имела копию доклада Лаврентия Берии, то давно могла передать его Польше. «А то, что этот документ передан именно сейчас, когда Александр Лукашенко испытывает политические и экономические проблемы, свидетельствует, в большой степени, о конъюнктурном использовании доклада на имя главы советского НКВД. А то, что доклад передан один без раскрытия дальнейшей судьбы польских узников, свидетельствует: другие документы такого рода припрятаны для решения других внешнеполитических проблем. А добрая воля на то и хороша, что исходит от искреннего желания по-человечески помочь другим», - подчеркнул Вячорка.
По его мнению, главным доказательством наличия доброй воли у нынешней власти было бы раскрытие правды о Куропатах и другие места массовой гибели жертв сталинизма в Беларуси. «Тогда мы и поляки точно узнаем, где в Минске лежат наши убитые предки», - сказал Винцук Вячорка.