Кремль делает ставку не только на силовой сценарий. Его главная цель – расшатать Украину изнутри.
Об этом на сайте «Новое время» пишет украинский политолог Сергей Таран. Приводим текст статьи целиком:
- Минские соглашения – это понятие, против которого не может выступить ни одна из сторон конфликта, поскольку процесс поддерживается Западом. Поэтому Украина и РФ постоянно подтверждают необходимость выполнения Минских соглашений. На деле же РФ ни при каких обстоятельствах не пойдет на полноценное выполнение договоренностей, ведь это означает, фактически, выход из Украины, передача украинцам контроля над границей. Соответственно, получится, что РФ зря теряла в Донбассе силы и жизни своих военных – это станет для нее персональным поражением.
Более того, Минские соглашения подразумевают проведение на оккупированных территориях выборов по стандартам ОБСЕ, по международным стандартам. А это также автоматически означает выход российской армии.
Разумеется, Россия договоренности исполнять не будет, и Украина это прекрасно понимает. Кроме того, Украина понимает, что одностороннее выполнение Минских соглашений ничем хорошим для нас не кончится. Поэтому наша страна делает то, что делает: она говорит о необходимости выполнения соглашений, демонстрируя миру, что Россия их исполнять не будет.
Этой же тактики Украина придерживалась несколько месяцев назад, когда была целая волна «зрадофилов», говоривших, что мы согласились на амнистию бандитов, что Моторола скоро появится в Верховной Раде и тому подобные глупости, хотя уже тогда было понятно, что Россия слово не сдержит и тем самым покажет миру свои истинные намерения. И вот уже сегодня звучат заявления о том, что санкции против России никто отменять не планирует.
Открытое подыгрывание сценарию Москвы уничтожит репутацию любой украинской партии.
С другой стороны, этот проигрыш РФ означает также усиление градуса конфликта. Но урок для Украины очень прост: мы можем использовать Минские соглашения для одной-единственной цели – чтобы получить время на усиление собственной армии и экономики, чтобы цена агрессии для России все усиливалась и в конце концов стала неприемлемой.
Думаю, для полномасштабной агрессии у России сейчас нет ни сил, ни желания. Но вот для возвращения конфликта на прежний уровень возможности, полагаю, остались. Долго это не продлится, поскольку в таком случае санкции усилятся. Силовое противостояние вернется к той же фазе, на которой оно находилось до заключения последних договоренностей.
Более того, Россия сделает основную ставку на разжигание конфликта внутри Украины. Ей нужно продемонстрировать миру, что власть в Украине нестабильна, что ее представители постоянно ссорятся друг с другом. Россия планирует открыть второй фронт внутри Украины – это очевидно уже сейчас, и сделает ставку не только на противостояние на линии фронта, но и на усиление противоречий внутри Украины.
Предпосылки для этого есть, ведь украинская политика сейчас больна популизмом, а популизм – идеальная питательная среда для подобного рода сценариев, но пока ситуацию удается удерживать. Кроме того, есть надежды, что этот внутренний фронт развернуть не удастся – любая политическая сила, которую сейчас поддерживают украинцы, даже если она откровенно популистична, все же является проукраински направленной. Значит, открытое подыгрывание сценарию Кремля уничтожит ее репутацию. Поэтому на уровне «пугалок» популистические партии будут пользоваться инструментом расшатывания ситуации, но, когда дойдет до важных решений, надеюсь, у них хватит мудрости не пойти на поводу Кремля. Как мы видим на сегодняшний день, пока сценарии, на которые рассчитывала Россия, не сбылись. Именно это вынудило ее вновь вернуться к силовым действиям в Донбассе.