На 63-м году жизни скоропостижно скончался председатель барановичской Рады ТБМ Виктор Сырица. Это личная трагедия для многих, кто его знал.
Сейчас не могу вспомнить, когда мы познакомились с Виктором Антоновичем. Такое впечатление, что в жизни жителей Барановичей он присутствовал всегда. В это застойное и печальное для страны время его энтузиазм заставлял вставать с дивана и идти что-то делать. Установка памятных вывесок на месте исторических событий, литературные мероприятия, белорусские праздники, общегородские конкурсы на знание истории, издания книг, предвыборные кампании - везде Виктор Антонович был мотором. Многолюдные мероприятия с бело-красно-белыми флагами и улыбками в этом городе мог организовать, по-видимому, только он.
Виктор Сырица как магнит притягивал к себе людей разного возраста. Студентами мы с друзьями могли пойти к нему в гости (повод обычно находился в том, чтобы «отдать книжку»), и он по-знатному принимал нас в своей квартире, основательно отвечая на наивные вопросы и с юмором поддерживая дискуссию.
После знакомства с ним ты навсегда попадал в круг образованных, умных и порядочных людей, и это заставляло смотреть вокруг с оптимизмом. На твоих глазах делались конкретные дела. На языке политологов, это, видимо, называется гражданское общество.
Я наблюдал, как десятки людей опускали руки, уставая стучаться в закрытую дверь, уходили во внутреннюю эмиграцию - и чем их упрекнешь? Но Виктор Антонович был их антиподом.
Наблюдал его во многих непростых ситуациях - он всегда выходил из них с достоинством. Накануне президентских выборов 2006 года Виктор Антонович, заместитель директора Барановичского экономико-юридического техникума, организовал в Барановичах встречу студентов с Александром Милинкевичем. После недолгих переговоров с администрацией, его уволили с «волчьим билетом». Так родители школьников нашли блестящего репетитора, а общественная активность Виктора Антоновича возросла еще больше.
Момент, когда его посадили на сутки с обвинением в нецензурной брани, стал, видимо, переломным в головах неактивных жителей Барановичей. Более интеллигентного человека здесь, возможно, и не знали. О том, как судья и милиционеры прятали от него глаза, мог узнать весь город.
После этого травля только усилилась. При обыске Виктору Антоновичу подбросили патроны, возбудили уголовное дело. Однако все знали, что оружие у него было только одно - белорусское слово.
Позже, поняв, что давление ничего не даст, руководство горисполкома предложило Виктору Сырице сделку: должность директора Краеведческого музея в обмен на отказ от общественной и политической деятельности. Виктор Антонович не изменил себе и здесь.
И это - только небольшой эпизод в его биографии. Мне кажется, что для значительной части жителей Барановичей большего авторитета в этом городе не было. Наблюдал, как однажды к Виктору Антоновичу подошел с разговором зампред горисполкома - видимо, хотел, выглядеть в его глазах немного лучше.
В непростые моменты Виктор Сырица помогал людям, в том числе моим друзьям, когда помочь им не могли даже родственники. Виктор Антонович делал «маленькие дела» с большими последствиями: уверен, что мое поколение, вдвое младше его, не изменит его идеалам, белорусскому слову и белорусскому делу.
Руслан Горбачев, «Салідарнасць».