Экономика Беларуси относится к числу открытых, то есть ее (не)благополучие прямо зависит от состояния мировых рынков. Об этом нам не устает напоминать и президент, и другие высокопоставленные чиновники. Что ждет мировую, а заодно и конкретно российскую экономику в следующем году?
Общемировое улучшение
Сегодня мировые СМИ активно перепечатывают статью одного из лучших визионеров («провидцев», если можно так выразиться) в сфере экономики – Дэвида Фуллера, издателя инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. По его мнению, начавшийся в 2008 году экономический спад стал глобальным явлением, охватившим все основные развитые страны, и сопровождался самым тяжелым кредитным кризисом с 1930-х годов. «Скорее всего, как я неоднократно отмечал ранее, потребуется от шести до восьми лет, чтобы процесс восстановления мировой экономики стал очевидным», – цитируют его российские «Ведомости».
И последние экономические данные показывают: этот процесс на Западе уже набирает обороты. Сперва он проявляется в США и других развитых странах, таких как Великобритания и Япония, а также внутри Евросоюза. Все эти страны показывают признаки оживления в производственном секторе: индекс менеджеров по закупкам Великобритании вырос в октябре до 55,5 пункта, максимального значения за последние 16 месяцев, и находится на самом высоком уровне в мире; промышленность Японии демонстрирует самые высокие показатели с начала года, экономика Евросоюза начинает пожинать плоды масштабного денежного стимулирования.
Более того, начинает понемногу улучшаться ситуация в Китае, где в первом полугодии экономика пережила серьезные проблемы из-за перепроизводства в промышленном секторе. Это должно помочь всему азиатско-тихоокеанскому региону, а также поддержать страны, зависящие от экспорта сырья и переживающие глубокую рецессию. «Я считаю, что мы должны увидеть по крайней мере первые свидетельства улучшения экономической ситуации в конце 2015-го и в начале 2016 года», – пишет Дэвид Фуллер.
Цены на сырье во всем мире сегодня находятся на низких уровнях, однако, безусловно, пойдут вверх, если пять крупнейших экономик мира – США, Китай, Япония, Германия и Великобритания – будут более-менее одновременно наращивать темпы роста в течение ближайшего года-двух. Восстановление цен на сырье приведет к росту корпоративных прибылей в секторе (например, прибыли белорусских НПЗ) и несколько оживит экономическую активность во многих странах, сильно зависящих от экспорта природных ресурсов – или продуктов их переработки, как Беларусь. Хотя поначалу темпы восстановления будут скромными.
В свою очередь, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development, международная экономическая организация развитых стран) опубликовала свой собственный макропрогноз, из которого следует, что в этом году мировая экономика покажет рост, пусть и небольшой – только на 2,9% (в 2014 году было +3,3%). Для сравнения: МВФ прогнозирует рост на 3,1%, Всемирный банк – на 2,8%.
При этом развитые страны чувствуют себя вполне благополучно, а общемировые показатели тянут вниз Китай, Бразилия, Россия, а также экономики, тесно завязанные на КНР: Японии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии. Именно из-за стран БРИКС, которые еще недавно считвлись особо перспективными, мировая торговля находится в стагнации, считают в ОЭСР.
По словам главы ОЭСР Анхеля Гурриа, сильнее всего тормозят рост мировой торговли в этом году Россия и Бразилия – например, сокращение поставок в РФ в январе-октябре к тому же периоду 2014 года составило 38%. Рецессия в обеих странах сохранится и в 2016 году, хотя спад импорта практически прекратится – будет отыгран эффект от девальваций национальных валют, ожидают в ОЭСР.
Другая причина замедления мировой торговли – сильное торможение и структурная перестройка китайской экономики: примерно половина сокращения импорта в КНР объясняется падением экспорта (и, соответственно, спроса на сырье и комплектующие). Доля Китая в мировых цепочках создания стоимости сокращается, экспортеры КНР потеряли часть европейского и японского рынков. Тем не менее по итогам года рост импорта Китая останется положительным (+2% против 7% роста в 2014 году).
Российское ухудшение
Ситуация в России прямо противоположна мировой. И государственные чиновники, и независимые экономисты, – все ожидают в следующем году продолжения рецессии. А если и подъема, как некоторые, то очень незначительного. Причем независимые экономисты склоняются к тому, что сценарий «мягкой рецессии» еще можно назвать благополучным. Они боятся модного в последнее время в среде российских аналитиков понятия «черный лебедь». Так называют некое неожиданное и резко негативное событие, как внешнего, так и внутреннего характера. Событие, рушащее все ранее выстроенные прогнозы и планы. «Если прилетят настоящие “черные лебеди” – внешние и внутренние шоки, то нынешний кризис может оказаться легкой разминкой перед реальными проблемами», – пишет экономический обозреватель «Газеты.ру».
Конкретно сегодня негативные прогнозы относительно российской экономики дает правительство Евросоюза – Европейская Комиссия. «Россия в 2015 году перешла в глубокую рецессию на фоне совокупного эффекта от падения цен на нефть и экономических санкций. Отрицательный рост, как ожидается, продлится в 2016 году в связи с расширением санкций и возобновлением снижения цен на нефть», – говорится в текущем отчете ЕК (опубликован 5 ноября). Цифры в этом отчете приводятся такие: по итогам 2015 года ВВП России снизится на 3,7%, в 2016 году – на 0,5%. Кстати, российский Центробанк дает примерно такие же прогнозы.
Впрочем, европейцы напоминают, что этот прогноз не самый худший, и ситуация вполне может усугииться – скажем, из-за развития кризиса вокруг Украины или нового падения цен на нефть. Собственно, любой внешний или внутренний шок приведет к резкому углублению рецессии.
Пока в самой России чиновники больше смотрят на цены на нефть. Как признал замминистра экономического развития Алексей Ведев, консервативный сценарий предполагает снижения цен на нефть до $40 за баррель в 2016 году и сохранение их на этом уровне до 2018 год. «По нашим оценкам, такое снижение будет означать повторный шок для российской экономики – внешний шок, и потребуется еще дополнительное время для адаптации к этим новым условиям», – заявил он «Интерфаксу».
Реализация этого сценария, по мнению Минэкономразвития, приведет к падению экономики РФ в следующем году на 1%, инфляция составит 8,3%, а доллар будет стоить около 73 руб. Но настоящим шоком для России станет вполне возможное падение котировок не до $40 за баррель, а до $20-30.
«Возможное падение цен на нефть ниже прогнозируемого уровня ($40 за баррель) может оказать более значительное негативное влияние на развитие российской экономики, в том числе вызвать рост уровня инфляции и потребовать реализации комплекса экстренных мер (включая финансово-бюджетные) по стабилизации ситуации. Вариант указанного развития событий в предлагаемых материалах прогноза не рассматривается», – сказано в заключении аудиторов Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2016 год.
Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в интервью «Газете.Ru» отмечал, что в этом случае на пике паники, курс может упасть и до 120 руб. за доллар, а потом стабилизируется на уровне около 100 рублей.
Понятно, что в такой ситуации вновь резко подорожает импорт, в том числе из Беларуси, что приведет к снижению спроса на него. Инфляция неизбежно вернется в двузначную зону, реальные доходы и зарплаты граждан вновь просядут (за январь-сентябрь этого года реальная зарплата россиян уже снизилась на 9%, реальные денежные доходы упали на 3,3%).
Новый нефтяной шок может легко вернуть Россию даже не в 2006-й, а в начало нулевых годов XXI века. В итоге рецессия может оказаться значительно глубже, чем в этом году (текущий прогноз Минэкономразвития – минус 3,9%), и 7,8% спада 2009 года будут вполне реальным ориентиром. Понятно, что в такой ситуации Беларуси также не приходится рассчитывать на экономический рост, даже если случится чудо и в нашей стране будут проведены сверхуспешные рыночные реформы.