Международная конференция «Свежий взгляд на «замороженные конфликты» на постсоветском пространстве» открылась 12 ноября 2015 года в Минске. В ней принимает участие более 30 ведущих экспертов из стран бывшего СССР, ЕС и США. Мероприятие организовано в рамках инициативы «Минский диалог».
Большая часть конференции проходит в закрытом формате. Однако на первой части форума, во время которой, в частности шло обсуждение роли внешних акторов в эскалации/деэскалации "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве, корреспонденту "Ежедневника" удалось поприсутствовать. Одним из наиболее взвешенных докладов было выступление директора Кавказского института (Армения) Александра Искандаряна.
По его мнению, тема внешних акторов в так называемых "замороженных конфликтах" на постсоветском пространстве обсуждается очень много. В результате данная тематика приобретает нерелевантное значение. Например, в зонах самих конфликтов их участники убеждены, что порождают междоусобицы "внешние силы". Так происходит в карабахском, грузино-абхазском, приднестровском и украинском конфликтах.
С другой стороны, за пределами конфликтных зон, внешние акторы заявляют: "Что вы, что вы! Мы вообще пришли мир устанавливать!" и представляют себя исключительно с позитивной стороны.
На взгляд Александра Искандаряна, такой подход также не релевантный. Внешние силы не всегда нейтральны и также играют свою роль в развитии конфликта. Например, при рассмотрении нагорно-карабахского конфликта стоит учитывать, что свои интересы в регионе имеют Турция, Иран и Россия.
"По-другому не бывает и не может быть априори. Это – политика", - подчеркнул директор Кавказского института.
В то же время он выразил мнение, что внешних причин подобных конфликтов быть не может. Просто до фазы вооруженного противостояния, данные конфликты находились в спящем, латентном состоянии. Но это также довольно нормальное явление.
По словам Александра Искандаряна, конфликты обычно являются частью периода самоопределения государств. Они свойственны странам бывшего СССР. Но такие же периоды были и в Европе. Европа через них прошла, теперь проходят постсоветские страны.
Но предполагать, что конфликт может возникнуть благодаря вмешательству извне – не стоит.
"Сколько не вкачивай денег, например, в Норвегию, думаю, в Осло не начнут стрелять друг в друга", - предположил Александр Искандарян. По его убеждению, для конфликта должны быть внутренние предпосылки.
Но что же с этими "замороженными конфликтами" делать?
Во-первых, по мнению директора Кавказского института, в урегулировании должны принимать участие все стороны конфликта.
Во-вторых, конфликт должен быть интернациональным. То есть, например, в урегулировании нагорно-карабахского конфликта должны принимать участие не только армяне и азербайджанцы, но и французы, русские и представители других государств.
В-третьих, необходимо сохранение статус-кво "замороженных конфликтов", чтобы не допустить "сползание в войну".
Вместе с тем Александр Искандарян высказал мнение, что вряд ли в ближайшее время удастся урегулировать хоть один конфликт в постсоветских странах. Он провел аналогии со многими "замороженными конфликтами", существующими в мире, например, с арабо-израильским.
"Посему с конфликтами нам придется жить", - констатировал политолог.