Как ранее сообщал "Ежедневник", скандальное уголовное дело было возбуждено еще два года назад. Его первоначальными фигурантами стали три уважаемых профессора БНТУ. В так называемую преступную группу вошли заведующий кафедрой 69-летний профессор Давыд Михайлович Кукуй, 74-летний профессор Владимир Федорович Соболев и 57-летний профессор Александр Николаевич Чичко. Все трое довольно известные в своих кругах люди с сотнями исследовательских работ за плечами.
Первоначально им инкриминировалось совершение преступления по ч.4 ст.210 Уголовного кодекса Беларуси (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). По окончании расследования их действия переквалифицированы на ч.3 ст.424 (злоупотребление служебными полномочиями) Уголовного кодекса Беларуси.
Как сообщает СК, следствием установлено, что четыре сотрудника Белорусского национального технического университета (имя четвертого фигуранта пока неизвестно) в период с 2008 по 2010 год являлись руководителями временного научного коллектива, выполнявшего работы в рамках государственной программы прикладных научных исследований «Металлургия». Якобы они вопреки интересам службы из корыстной и иной личной заинтересованности они злоупотребили своими служебными полномочиями, организовав работу, распределение вознаграждения членам временного научного коллектива, составление отчетных материалов, а также регистрацию компьютерных программ на физических лиц с нарушением стандартов законности.
Указанные действия повлекли нарушение исключительного права собственности БНТУ на результаты научно-исследовательских работ, а также тяжкие последствия в виде нецелевого использования выделенных государством финансовых ресурсов в особо крупном размере на общую сумму более 170 млн рублей.
По утверждению следствия, для создания видимости выполненных работ и обоснованности выплаты вознаграждения, должностными лицами неоднократно фальсифицировались отчетные материалы.
В этой ситуации, наверное, больше всех повезло доктору технических наук, профессору, Лауреат Госпремии РБ, заведующему кафедрой «Машины и технология литейного производства», главному редактору журнала «Литье и металлургия», председателю Ассоциации литейщиков и металлургов Беларуси Давыду Михайловичу Кукую. Если можно назвать везением тот факт, что 23 августа 2014 года он погиб в автокатастрофе. Но смерть принесла известному профессору прекращение уголовного преследования, избавление от позора и конфискации имущества, которая сейчас висит нал остальными.
Если касаться самой сути дела, то она вся кроется в научном споре о ценности разработок, которые вели профессора.
В утвержденной в 2008 году Государственной программе прикладных научных исследований «Металлургия» белорусские металлурги обозначили ряд проблем, с которыми они сталкиваются на производстве. Эти проблемы было предложено решить белорусским ученым с финансовой поддержкой из бюджета страны. Кафедра «Машины и технология литейного производства» механико-технологического факультета БНТУ ведущая в своем роде не только в Беларуси, но и в СНГ, поэтому профессорский состав кафедры, ознакомившись с тем, что нужно белорусским металлургам взялся разработать три программных комплекса для них.
Профессора со своими учениками провели предварительные исследования– исключительно на волонтерских началах и в свое свободное время, потом составили заявки и подали их на рассмотрение.
Комиссия в составе более десятка человек рассмотрела эти заявки и одобрила их. После этого профессора и получили то злополучное финансирование из бюджета. К своей скудной профессорской зарплате они начали получать на троих еще около 3 млн рублей в месяц. Кроме того, время от времени к разработкам профессоров привлекались и другие лица, чей труд также оплачивался.
В 2010 году все работы были завершены. Компетентная комиссия опять же их приняла, не высказав никаких существенных замечаний. С точки зрения права и ведения бизнеса, все до обыденного просто: был заказ на выполнение определенных работ, профессорский состав их выполнил, комиссия эти работы приняла без претензий.
Ситуация изменилась в 2011 году, когда неожиданно появилось заключение специально созданной комиссии, что выполненная профессорами работа на самом деле не представляет никакой ценности и что в ней использованы старые, уже оплаченные ранее наработки.
Пытаясь доказать, что они не верблюды, профессора привлекают к спору, который, по сути, стал научным, других специалистов с известными именами, но к их мнению никто не хочет прислушиваться. Даже на предложение продать научные разработки, которые уже были представлены на различных международных научных конференциях, идет категорический отказ. Мол, вы не вправе распоряжаться этими работами, так как получили за них деньги.
Опозоренные еще до суда уважаемые профессора где только не пытались найти правду, но к ним никто не прислушивался. Следствие шло два года и наконец завершено. Дело передается в суд. Удивительно, но следователи даже смогли наложить арест на имущество подозреваемых. Всего наскребли на 240 млн рублей у троих.
Теперь вот суд будет разбираться, кто прав в этой истории. Но сможет ли он объективно вынести решение в научном споре?