К концу 2016-го может появиться более 10 тысяч новых бомжей. И почти 10 тысяч освободившихся арендных квартир.
К концу 2016 года стране придется решать сложный вопрос: что делать с как минимум 10 тысячами граждан, которые не платят за жилье. Выселять на улицу? Строить для них некое подобие ночлежек или спецпоселений? Пока чиновники не озвучили эту проблему, но задуматься над ней лучше бы заранее, пишет Tut.by.
Сейчас выселить на улицу — сложно
В первом полугодии столичные ЖРЭО направили в суд 40 исковых заявлений о понуждении собственников квартир к отчуждению последних по причине задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше 6 месяцев. Заставить неплательщика-собственника продать квартиру и погасить долги можно. Механизм сложный, но он уже отработан. Бывший собственник решает сам — становиться бомжом или на остатки денег купить домик в деревне или квартиру в пригороде.
Труднее было с жильцами неприватизированных квартир — государственного жилищного фонда. Пока государство вынуждено переселять их в жилье похуже. Согласно ст. 86 Жилищного кодекса наниматель, имеющий без уважительных причин 6-месячную задолженность за ЖКУ, подлежит переселению в судебном порядке в жилое помещение меньшей площади или уступающее по своим потребительским качествам, в том числе за пределами данного населенного пункта.
Еще на слуху тот случай, когда двух взрослых сестер-минчанок выселили из столичной трешки в 16-метровую комнату, потому что те не захотели оплатить накопленные за полгода 4,2 миллиона долга по коммуналке (кстати, при переселении долг не списывается, а переводится на новый лицевой счет).
Просто было выселить неплательщиков из общежитий — разрешалось на улицу. А чтобы выселить без предоставления другого жилья даже из государственного жилфонда, те должны были не только не платить, но еще и получить три «административки», например, за антисанитарное состояние. Так, например, в этом году бомжами стала семейная пара из дома 39 по улице Смирнова в Минске.
Но с 1 июля 2016 года разбираться с должниками по оплате коммунальных услуг будут просто. Все неприватизированное жилье перейдет в разряд арендного. Если жилец в течение двух месяцев без уважительных причин не заплатит по счетам, то с ним имеют право просто-напросто расторгнуть договор аренды. И если не освобождает помещение — выселить по суду. Например, в этом году в минские суды подано 22 иска о выселении неплательщиков коммунальных услуг из арендных квартир, из них 9 удовлетворены. И никаких обязательств по пристраиванию асоциальной личности в некое жилье.
Исключения — неплательщики с малолетними детьми. Детей выселять на улицу ни при каких обстоятельствах нельзя — сначала проведут все необходимые процедуры по изъятию несовершеннолетних из семьи, представляющей опасность.
Первые договоры, если законодательство не будет изменено, начнут расторгаться к осени, пик выселений будет ближе к зиме.
Сколько будет бомжей и свободных квартир?
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, долги по коммуналке меньше 6 месяцев есть у 153,6 тысячи лицевых счетов (в большинстве своем — квартир). Четвертая часть должников — наниматели жилых помещений государственного жилфонда. Если учесть, что доля неприватизированного жилья у нас мизерная, можно сделать вывод, что среди граждан, не пожелавших приватизировать свое жилье, доля асоциальных достаточно весомая.
Впрочем, есть и цифры, это подтверждающие: среди тех, кто не платит за коммуналку более 6 месяцев, 9,8 тысячи нанимателей государственного жилищного фонда, такие данные приводит министерство ЖКХ. Не все одиноки. Так что речь может идти и о 15 тысячах потенциальных лиц без определенного места жительства.
И тут две новости: к концу 2016-го может появиться армия бомжей и около 9−10 тысяч свободных арендных квартир для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Куда их?
Больше всего потенциальных бомжей будет в Минске. «Государственное учреждение «Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства» является государственным учреждением социальной защиты, предназначенным для нахождения в нем в ночное время лиц, не имеющих жилья и утративших социально полезные связи», — сказано о ночлежке на Ваупшасова.
Этот дом в Минске один и зимой заполнен. Есть центры временного пребывания для лиц без определённого места жительства в Витебске, Гродно, Орше. Но принять всех новых постояльцев зимой они не смогут — в том же Минске бомжей больше, чем койко-мест на Ваупшасова.
Как заверили в МВД, центры для граждан без определенного места жительства курирует сейчас Минтруда.
В Минстройархитектуры удивились вопросу, не обсуждается ли тема строительства неких поселений для «новых» бездомных. И порекомендовали обратиться в министерство ЖКХ. Там согласились — проблема есть. И нужно думать, как ее решать.
Ну и о законах
Конституция РБ, статья 48.
«Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.
Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.
Никто не может быть произвольно лишен жилья».