Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

В Минске продают 25 домов, владельцы которых не знают, что их участки идут с молотка

15.11.2015 общество

Жители столичного Сельхозпоселка отчаянно сопротивляются планам городских властей снести их дома ради уплотнения территории «высотками».

Тем временем часть частных застроек выставили на аукцион, который пройдет 16 ноября. Как следует из сообщения Минского городского центра недвижимости, лотом стал участок площадью 2,3 гектара в границах улиц Лукьяновича, Восточной, Беды, 1-й Поселковый.

Земля продается под строительство группы многоэтажных жилых домов повышенной комфортности с объектами соцкультбыта и автостоянкой. Начальная цена - более 10 миллиардов рублей. Согласно условиям конкурса, после решения технических процедур с победителем торгов владельцы домов будут выселены.

Выстаўлены на аўкцыён участак

Вынужденная смена места жительства не устраивает и не интересует

Как раз накануне аукциона «Радыё Свабода» получила письмо от семьи Пашко - «коренных жителей Советского района Минска». Их дом под номером 17а на 2-й Поселковый улице, судя по всему, со дня на день перейдет в собственность пока еще неизвестного инвестора. Наталья рассказывает, что вопрос сноса не оставляет в покое жильцов Сельхозпоселка более 40 лет, но только сейчас опасность потери родительского дома стала реальностью:

«Земельный участок на месте болота в 1952 году получил мой отец, ветеран войны. Построил дом, в котором родились и выросли четыре поколения нашей семьи. Для каждого, кто здесь живет, это целая жизнь, в течение которой мы не сидели, сложа руки, а создавали условия для комфортного проживания. Каждое новое поколение вкладывает в дом моральные силы и материальные ресурсы. Так наша маленькая родина превратилась в родовое гнездо. С естественным приростом семьи, помогая решать демографические задачи страны, мы собираемся возводить третий и четвертый этажи, тем самым вписываясь в стратегию градостроительства. Выступая в роли инвестора для самих себя, уплотняя квадратные метры, мы решаем актуальные задачи района без оптового аукциона. Но сегодня у города свои виды на наш земельный участок, и эти планы отличаются от наших: 25 жилых домов со своей историей выставлен на аукцион 16 ноября.

Люди, проживающие здесь, не чемоданы, которые можно переставлять с одного места в другое, не считаясь с нашими планами и задачами.

Сегодня наша жизнь организована таким образом, что смена места жительства нас не устраивает и не интересует. Мы готовы отстаивать качество и результат работы не одного поколения».

Местные жители убеждены: на 25 жертвах политики уплотнения городские власти не остановятся и вскоре отправятся в дальнейшее наступление. Тем более, что красноречивый пример - буквально в десятке метров: первая линия частной застройки на противоположной стороне по улице Леонида Беды и Восточном переулке пошла под снос лет пять назад, сейчас на этом месте возвышаются раскрашенные многоэтажки.

Владельцы не знают, что их собственность выставлена на торги

Дом Любови Лебедевой - как раз на аукционной границе: соседей по Восточному переулку «продают», их пока не трогают. Но исполкомовские эмиссары уже приходили с вариантами нового места жительства - в Фаниполе под Минском. Любовь Петровна и ее сын Денис говорят, что в шоке от подобной наглости - предлагать периферию взамен на центр столицы. Тем более, что в этом году фанипальцы сами выходили на спонтанные акции, протестуя против решения снести частный сектор в центре поселка под дома для жителей будущего минского города-спутника:

«Мы не просим ни у кого ни денег, ни помощи, все делаем сами. Мы и есть самые лучшие инвесторы. Только скажите, как привести наш дом к каким-то стандартам, чтобы он «не портил внешний вид города». У нас приличный дом, весной собираемся его утеплить, оштукатурить, покрасить в тон высоток. Надо - пожалуйста, сделаем. Но скажите каждому: приводите в порядок к таким и таким стандартам. Деревянный дом не подходит, портит пейзаж? Тогда уложите кирпичом, либо выше поднимайте. Походите, с каждым человеком поговорите, согласен он или нет. Только разумные условия предлагайте. Ведь поражаешься: 16 ноября аукцион.

Мы позвонили знакомым, которые живут в той зоне: хоть знаете? Они первый раз услышали! Какой аукцион? Так это так - нет поговорить ни с одним человеком?!

Владельцы не знают, что их участки, собственность идут с молотка! А это ни много ни мало два квартала от Лукьяновича к 1-й Поселковый, как раз к нам. Надел между Восточной улицей и Восточным переулком продают, ищут инвестора, застройщика. Почему не поговорить? Тем более выставляют фактически вместе с жильцами, так получается. Никто не потрудился узнать, как на это отреагируют люди. А там же большие, выдающиеся, красивые дома. И мы знаем, что люди тоже не хотят выезжать, хотят там жить».

В соответствии с новой редакцией Генерального плана, который вскоре должен поступить на подпись к Лукашенко, Сельхозпоселок собираются существенно «проредить» под «социальные нужды города». Жители давно ведут переписку с органами законодательной и исполнительной власти с требованием прекратить целенаправленное уничтожение имущества, однако все запросы оказываются в Минский горисполкоме.

В Дроздах земля дороже - почему жертвуют сельхозпоселков?

В коллективном обращении, направленном на имя Александра Лукашенко, почти полторы тысячи жителей Сельхозпоселка призывают его показать собственный пример служения декларированным «потребностям». Именно указами Лукашенко в области градостроительной политики чаще всего прикрываются столичные чиновники:

«Если нынешнее беззаконие действительно соответствует вашим указаниям, покажите пример подчинения - «закон для всех един». Отдайте свой дом под снос, позвольте на его месте воздвигнуть многоэтажную «панельку». Переселитесь из дома с высокими потребительскими качествами на правах собственности в квартиру на правах арендатора из расчета 15 метров на члена семьи или получите компенсацию по 500 долларов за тот же квадратный метр... Поинтересуйтесь, как надолго за вами сохранится право собственности на новый дом или квартиру, каждые пять лет просматривайте план развития населенного пункта на предмет функционального изменения территории. Как только вашу зону перекрасят в другой цвет, начинайте все сначала, подчиняясь «государственным потребностям». Надеемся, вам захочется узнать, что это за такие нужды у государства и госслужащих... В Дроздах ландшафт лучший и земля дороже - потребности будут удовлетворены в разы больше. Почему не Дрозды, а Сельхозпоселок? Если вы не согласны, то и мы против сноса наших домов», - пишут Лукашенко жители Сельхозпоселка.

Член инициативной группы жильцов Ольга Дейнекина в запросах в адрес государственных структур акцентирует внимание, что включение застроенной индивидуальными домами территории Сельхозпоселка в Генеральный план Минска для возведения там многоэтажек противозаконно, поскольку запрещено перевыделять земельные участки, если они уже имеют законных землепользователей.

Градостроительную ценность создавали жители, а не город

Однако несколько лет назад власти фактически передали имущество вместе с судьбой их владельцев в распоряжение частного предприятия «Горизонтпроектстрой». Не изменило ситуацию и то, что застройщик по неизвестным причинам преждевременно сложил с себя полномочия, отказавшись компенсировать затраты жителям и вести работы на определенной территории.

Тем не менее, как сообщили госпожи Дейнекиной в Мингорисполкоме, до 2017 года 119 домов в границах улиц Тиражной, Достоевского, Корж-Саблина, Гало и некоторых других в любом случае будут снесены:

«Председатель Комитета архитектуры и градостроительства Павел Лучинович подтвердил: на заседании Мингорисполкома отменено решение № 51 от 16.01.2014 года. Но это ничего не меняет: 4 августа на собрании с жителями Сельхозпоселка он сказал, что территория будет отдана под застройку Управлению капитального строительства. Заявил публично, назвал конкретный срок: в 2017 году этих домов на определенной территории не будет. Его слова, они зафиксированы. Вопрос - чем руководствовался председатель комитета - так и остается в воздухе. Если управление - то где финансирование? И дело даже не в финансировании и не в исполнении законодательства при принятии решения. Самый важный вопрос, который ставят жители Сельхозпоселка, это законность данных мер. Невозможно принимать такие решения, если есть законные землепользователи.

Нельзя осваивать территорию, уже освоенных в прошлом веке.

Это не новые участки, которые подлежат освоению - как, скажем, Сельхозпоселок был в 1940-х годах свалкой. Осваивать можно территорию в направлении Заславля, которая нуждается в освоении. Вот это будет в градостроительном документе, которым есть Генплан, освоение территории. Это территория уже освоена жителями Сельхозпоселка, и она действительно имеет градостроительную ценность. Но эту ценность создавали жители, а не город».

Земля предоставляется под дом, а не под гнилой сарай, который должен стоять 200 лет

Жители Сельхозпоселка ограничены в своих действиях последние 40-45 лет. В начале 1970-х городские власти предупредили о предстоящем снос частного сектора, запретив всякую строительную «самодеятельность». Как говорит жительница дома на Восточном переулке, 116 Лидия Куропаткина, от той поры не позволено не только строиться, а даже делать капитальный ремонт. Исключение - минимальное вмешательство ради «поддержания души в теле»:

«Видели, какие есть хижины, у нас была аналогичная - как говорят, засыпные, с опилками. Домик еще моей бабушки, она приехала с Сибири в 1945 году с тремя детьми, муж погиб. На этой улице жила ее мама, отдала дочери сарайчик, она там слепила домик, мамин брат помог засыпать пристройку, мы там все жили. Опилками за это время, естественно, сгнило.

Какой «поддерживающая ремонт» можно сделать в гнилых опилках? Сломали. Построили дом. Но сдать его не можем - увеличение жилой площади запрещено. Не только у меня, у всех тут такая история.

Сосед даже в суд подавал, так как исполком принял решение снести самовольную постройку, восстановить в соответствии с техпаспортом. Суд решение оставил в силе. Почему у нас законы принимаются против людей? Я понимаю так: пришли, посмотрели, когда в доме можно жить, зачем его сносить? Да, люди увеличили жилую площадь, и что? А где жить? Что за законы такие? Это первое. Во-вторых, мы что, живем в другом государстве? 40 лет нас сносят, 40 лет ничего не разрешают. Почему в больших домах можно делать капитальный ремонт, а нам нельзя ничего? Как у всех жителей частных домов, у нас есть документ - акт на землю. Там написано, что нам земля дана под жилой дом, а не под гнилой сарай, который должен стоять 200 лет».

Как отмечают авторы обращения в государственные инстанции, Сельхозпоселок застраивался на основании постановления Совета министров БССР № 1381 «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» от 5 октября 1948 года. Как следует из документа, отвод земельных участков осуществлялся в бессрочное пользование, то есть навечно. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, оснований для ограничения срока пользования наделами нет, поскольку с каждым застройщиком заключен персональный договор. Конфискация участка предусмотрена только в случае грубого нарушения строительно-технических норм и отказа их исправлять. Отмена соглашения происходит исключительно в судебном порядке. На данный момент юридические документы жильцов утверждены в нотариальных конторах и являются подлинными.

Таким образом, делают вывод подписчики, включение уже застроенной индивидуальными домами территории в Генеральный план Минска для строительства других объектов полностью противозаконно.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]