Примечательно, что Бараку Обаме для произнесения своей клятвы народу это местоимение понадобилось лишь три раза, столько же его использовал и Владимир Путин.
«Салідарнасць» сравнила инаугурационные выступления глав государств.
Речь Александра Лукашенко мало была похожа на традиционную речь, которую произносят президенты, вступая в должность. Да и сам Лукашенко во время своего выступления заявил, что хочет отступить от протокола: «Может быть, в связи с высокой протокольной обязанностью сегодняшнего мероприятия скажу несколько слов, как говорят в народе, «не в строчку», но будет неправильно, если я этого не скажу».
Несколько слов «не в строчку» вылились в бесконечный словесный поток на 40 минут. За все время выступления глава государства произнес 4546 слов.
Примечательно, что Бараку Обаме для инаугурационной речи, которую он произнес в 2013 году, понадобилось лишь 1845 слов. А Владимир Путин в 2012-м был кратче белорусского лидера в 10 раз, уложившись в 463 слова.
Нашлись и другие отличия выступлений трех президентов.
Только «Я»
Первое, что бросилось в глаза при анализе инаугурационных речей, это постоянное употребление белорусским правителем местоимения «я». За все свое выступление он произнес «я» 61 раз. Еще 17 раз слова «меня», «мне», «мной» .
А вот Барак Обама местоимение «я» употребил лишь трижды. Два раза при словосочетании «вы и я, граждане США». Один раз американский президент употребил местоимение мои, говоря «мои соотечественники», в отличие от Александр Лукашенко, которые соединил его в словосочетание «мои сторонники».
Впрочем, Владимир Путин, как и американский президент, местоимение «я» произнес всего три раза. Хотя, учитывая краткость речи российского президента, в самолюбовании себе он не отказал.
Начало речи — каждый о своем
Свой спич президенты тоже начали по-разному. Барак Обама, например, вспомнил про Конституцию («Каждый раз, собираясь на инаугурацию президента, мы подтверждаем непреходящую силу нашей Конституции»). Путин рассказал про свою «ответственность перед Родиной», заявив что «её интересы, безопасность, благополучие граждан страны всегда были и всегда останутся для меня превыше всего».
А вот Лукашенко ни о Конституции, ни о Родине не вспомнил. Он лишь поделился переполняющей его гордостью «за наше сплочeнное общество» и народ, который «в очередной раз продемонстрировал всему миру высочайшую политическую культуру», имея в виду, естественно, собственное переизбрание.
Как народ благодарили
Надо сказать, что самым «неблагадарным» в этом отношении оказался Барак Обама — ни слова благодарности народу за то, что выбрал именно его.
— Присяга, произнесенная сегодня мною и другими людьми, которые несут службу в Капитолии, была принесена перед Богом и страной, а не перед какой-либо партией или фракцией. И мы должны верно выполнять эту присягу в течение срока наших полномочий, — заявил американский президент.
Владимир Путин со своей стороны пообещал сделать «все, чтобы оправдать доверие миллионов наших граждан».
— Считаю смыслом всей своей жизни и своим долгом служение Отечеству, служение нашему народу, поддержка которого вдохновляет и помогает решать самые сложные и трудные задачи, — заявил российский президент.
А вот Александр Лукашенко поблагодарил народ за то, что тот «пришел и показал, кто хозяин в этом доме».
— Подчеркиваю, без всякой лести: впервые за все предвыборные кампании это была кампания, наблюдая за которой, и я, и все вы гордились сами собой и гордились нашим народом. Народ спокойно, тихо, открыто пришел и показал, кто хозяин в этом доме. В этом величайшая заслуга белорусского народа, — заявил Лукашенко.
Пару слов о себе
Не смог Александр Лукашенко не рассказать во время своей инаугурации о себе.
— Я, конечно же, обычный человек! Вы это прекрасно понимаете. Я никогда не пиарился, не было никакой показухи. Если я где–то работаю на субботнике, я беру лопату и работаю на глазах у всех у вас. Если я где–то «кувыркаюсь» на футбольном-хоккейном поле — как могу, так и «кувыркаюсь». Меня там никто не делает. Это мое железное правило. Если начнешь сегодня себя пиарить, завтра народ разберется, кто ты есть на самом деле, и это будет только во вред.
В это плане Владимир Путин оказался куда скромнее и поручил о себе сказать бывшему президенту Дмитрию Медведеву (хотя, может, это было сделало тем по зову сердца).
— И я рад, что сегодня президентом станет Владимир Владимирович Путин — опытный человек и сильный руководитель, которого поддерживает большинство граждан нашей страны, — заявил Медведев, выступая перед Путиным.
А вот Обама о себе не сказал ни слова.
О развитии страны
И тут виденье у президентов оказалось совершенно разное. Так Лукашенко во всеуслышание заявил, что не хочет никаких реформ, потому что они могут «сломать политический строй».
— Слишком много сегодня говорят и пишут о структурных реформах. И никто, заметьте, не сказал: а что это за реформы? Но если кто-то за реформы, так вы же будьте людьми, скажите, что надо сломать политический строй, государственное устройство Беларуси, надо разделить, разрезать государственную собственность и раздать. Надо говорить откровенно: на эти нас толкают реформы и за эти реформы кое-кто сегодня в мире готов много заплатить, — заявил белорусский правитель.
В отличие от него Барак Обама уверен, что только двигаясь вперед можно чего-то достичь.
— Мы понимаем, что устаревшие программы не соответствуют потребностям нашего времени. Поэтому мы должны использовать новые идеи и технологии, чтобы преобразовать наше правительство, пересмотреть налоговый кодекс, провести реформу в школах и дать нашим согражданам навыки, необходимые им, чтобы работать эффективнее, узнать больше и достичь бóльшего. Но хотя средства будут меняться, наша цель остается прежней: быть нацией, которая вознаграждает каждого американца за усилия и решимость.
А вот Путин считает, что развитие его страны зависит от «нашей настойчивости в обустройстве огромных российских пространств от Балтики до Тихого океана».
— И мы все должны понимать, что жизнь будущих поколений, историческая перспектива государства и нашей нации зависят сегодня именно от нас, от реальных успехов в создании новой экономики и современных стандартов жизни, от наших усилий по сбережению народа и поддержке российских семей, от нашей настойчивости в обустройстве огромных российских пространств от Балтики до Тихого океана, от нашей способности стать лидерами и центром притяжения всей Евразии, — заявил российский президент.
Чем закончили
Впрочем, и закончили выступление каждый по-своему.
Учитывая, что с момента произнесения Путиным и Обамой их речей произошло уже довольно много разных событий, некоторые посылы выглядят довольно забавными. Как, например, заявления Путина о желании «жить в успешной России, которую уважают в мире как надёжного, открытого, честного и предсказуемого партнёра».
Со своей стороны, Барак Обама говорил о «вечных ценностях и устоявшихся идеалах» и обещал ответить «на вызов истории» и понести «драгоценный свет свободы в пока еще неопределенное будущее».
А вот Александр Лукашенко, как всегда, вещал о своем — о переизбрании.
— Вы проголосовали правильно, потому что, проголосовав, мы сегодня никому и ничего не должны… И, поверьте, это величайшее достояние, когда президент побеждает благодаря народу, когда его народ избирает. Когда не играют роли деньги, когда миллиарды не вкидывают в предвыборную кампанию, отмывая и раскладывая по карманам. Это величайшая основа, чтобы делать то, что нам нужно делать для нашего народа.
Вот почему этот выбор правильный, и когда вы будете впредь, особенно молодежь, голосовать за своего главу государства, посмотрите, какие деньги и какие люди за ним стоят. У меня нет этих людей чужих и нет денег, у меня есть только вы. Есть белорусский народ! И ему я готов и буду служить до последних дней, сколько он будет мне доверять. Благодарю вас! — закончил тем же, чем и начал Александр Лукашенко.