Для некоторых белорусов размещение денег на депозитах — существенный источник дохода, а иногда и единственный.
Эти люди особенно чувствительны к любым колебаниям в банковской сфере и умеют оценивать риски, связанные с изменением правил игры. Сайт tut.by поговорил с несколькими такими вкладчиками о том, как они реагируют на декрет № 7.
«Профессиональные» вкладчики, как правило, не ходят на обычную работу и зарабатывают лишь на том, что вкладывают свой капитал в разных валютах в несколько банков. Чаще всего это бывшие предприниматели. Но подробности своей жизни они не любят рассказывать, а вот об особенностях «закладок» (так на их языке называются депозиты) говорят охотнее.
Первый собеседник, правда, не подходит под описание классического «профи». У него есть основное место работы. Его тактика такая: рубли и доллары в соотношении 80% на 20% соответственно. Как рассказал собеседник, стратегия состоит в том, чтоб «залить крупную сумму и не дергаться. Поменьше телодвижений, даже если от этого не максимальная прибыль. У меня нет времени на это все. Я лучше потрачу его на любимую работу, семью», — рассказывает депозитчик.
Он и сейчас предпочел «не дергаться» из-за декрета о депозитах: пока что он не собирается срочно снимать все свои вклады. «Но это только исходя из сегодняшней информации. А в ней очень много неясных моментов. Моя тактика пока выжидательная. Мое мнение может поменяться в любой момент», — уточнил депозитчик.
Вместе с тем, вкладчик посчитал, что из-за налога на проценты по депозитам он потеряет фактически 1/8 своего дохода. «Придется мириться с уменьшением части прибыли или искать альтернативные варианты», — рассуждает мужчина.
Другой наш собеседник настроен более радикально. «В белорусских рублях больше точно вкладывать не буду: ставки порезали «ниже плинтуса», — говорит опытный вкладчик. — Открывать депозит в рублях на год — это все равно, что отапливать дом денежными знаками».
Налог с процентов по депозитам: сколько платят наши соседи
Начинал мужчина несколько лет назад с валютных депозитов, потому что не доверял рублю в то время. В последнее время он вкладывался и в рубли, пока ставки не упали ниже 40%.
Вкладчик обычно действует так: «Основная часть депозита (котлета) делится на 2−3 части и вкладывается в банк под фиксированный процент. Желательно, чтобы были дополнительные проценты и капитализация уже начисленных. Срок не больше 3−6 месяцев. При этом делаются «закладки» в других банках. Они, правда, не всегда срабатывают, но без них прибыль была бы меньше. На больших сумах можно договориться на индивидуальные условия по вкладам».
К депозитам у собеседника отношение такое: «Да, это способ заработать (приумножить) деньги, но главное — сохранить заработанное ранее».
Платить налог с депозитов мужчина принципиально против, поскольку считает это двойным налогообложением.
«Что касается валютных депозитов, то их больше открывать также не буду: ставки никакие, «морозить» деньги на 2 года в стремительно ухудшающейся экономической ситуации — смерти подобно», — говорит депозитчик.
Он планирует до 1 апреля следующего года закрыть имеющиеся валютные депозиты. «Дальше часть средств — в «трехлитровую банку», остальное — размещать за пределами Беларуси», — делится собеседник.
Мужчина и раньше свои валютные накопления доверял только четырем белорусским банкам и всегда наготове держал интуицию: «Мне два раза помогала принимать решения, когда был выбор из нескольких вариантов».
А вообще собеседник сравнивает вклады (особенно в белорусских рублях) с казино: можно и выиграть, а можно и проиграть. Свои потери от снижения ставок по депозитам и подоходного налога на проценты примерно в 1700 долларов за год.