Бывший председатель Верховного Совета, генерал-лейтенант милиции Мечислав Гриб считает, что Беларусь уже вовлечена в эту борьбу с терроризмом.
Об этом Мечислав Гриб рассказал в интервью радио «Радыё Свабода».
- Возможны ли в Беларуси террористические атаки типа парижских и как их предотвратить?
- Косвенно Беларусь уже вовлечена в эту борьбу с терроризмом. Вот в Париже пострадал наш турист, а ранее в Египте погиб белорус вместе с другими пассажирами российского аэробуса. Но то были косвенные последствия, теракта не были направлены непосредственно на граждан Беларуси, и на территории Беларуси таких терактов не было. Надеюсь, и не будет.
Но все же опасность есть, и она стала даже большей. Во-первых, борьба между «Исламским государством» и христианским миром превращается в обмен взаимными все более мощными ударами, волны от которых будут все большими. Во-вторых, границы не закроешь, как бы ни хотелось. Территория нашей страны все же немалая, все закрыть невозможно, границы есть как по земле, так и воздушные, водные. Какие дырочки, через которые при желании можно просочиться, все равно останутся. И методы у террористов бывают разные: в США они использовали для своих атак самолеты, могут что угодно придумать нового. Дураков из них делать не надо. В Европе пока они чаще рассчитывают на шахидов с бомбами, причем дефицита в шахиды у них нет. И мужчин, и женщин. То есть они действительно могут появиться где угодно, а взять под охрану все общественные учреждения страны невозможно. Поэтому, по большому счету, мы все можем стать объектами атаки, как в Париже. Стопроцентной гарантии нет.
- Какие, по вашему мнению, места в системе безопасности страны наиболее слабые?
- Это общеизвестные месте - там, где собираются массово люди. Прежде транспорт: поезда, автобусы, самолеты. Транспортные узлы: вокзалы, аэропорты, стоянки. И, наконец, места, где собирается много людей из других причин: большие магазины, кинотеатры, концертные залы, рестораны и кафе. То есть как раз то, что мы видим в Париже. Совсем защитить их невозможно, если не закрыть. Но люди все равно будут собираться, не в том, то в другом месте.
- Как, по вашему мнению, можно повысить степень безопасности в местах массового скопления людей?
- Во-первых, можно повысить профессионализм сотрудников милиции и спецслужб, более сориентировать их на антитеррористическую деятельность. Но по всем объектам милиционеров не поставишь, да их у нас в Беларуси и больше, чем в Европе на тысячу человек населения.
Посоветовал бы идти другим путем: подготовить самозащиты объектов. Каждую магазин, концертный зал, кинотеатр и так далее охраняют профессиональные охранники, к тому же там работают люди, обычные сотрудники. Вот с ними надо провести теоретические занятия, научить их поведению в случае террористической атаки, в том числе - как выводить людей из опасной зоны, как оказывать помощь пострадавшим. Если невозможно полностью исключить сами теракты, то возможно научить людей максимально справляться с их последствиями.
После теоретических занятий надо провести практические, разыграть определенные темы, научить людей точным приемом. Вот вроде простая вещь - оказание первой помощи раненому, проведение правильного искусственного дыхания, а спросите прохожих на улице - большинство не знают, как это делать. Между тем поддерживать жизнь раненого человека, правильно перевязав ему раны, можно через искусственное дыхание более часа, пока не приедет скорая помощь.
И таких вещей, таких полезных знаний - много, их надо людям дать, подготовить их к различным ситуациям.
- Беларусь - союзник России, которая уже воюет с «Исламской государством» в Сирии, но «Исламское государство» грозит терактами и на территории России. Которые внешнеполитические шаги следует сделать Беларуси, чтобы тоже не стать объектом такой атаки?
- Нет, я не думаю, что если Беларусь не будет военной союзницей России, то риск для нас уменьшится. На любого в Европе так же могут напасть. Вот во Францию приехало много террористов из Бельгии. Приехать могут откуда угодно, одну границу закроешь, приедут через другие.
- Звучат голоса, что Европа слишком либеральничала с мигрантами с Востока - и вот результат, что не надо больше пускать, надо закрыть границы. А как бы вы действовали: пускали или не пускали?
- Нет, я бы пускал, но очень-очень детально все проверял, какие есть причины для эмиграции, почему убежал, с кем связан. И потом не оставлял бы дело без контроля, когда человек живет в твоей стране. Нужно проверять не только на границе, так как на сто честных человек, ищущих работы и убежища, может быть 1-2 тех, кто приехал с криминальными целями. И еще очень важная вещь - надо наладить систему интеграции мигранта в жизнь страны, ведь если он остается чужаком, то ожидать можно чего угодно.