Правительство Беларуси окончательно отказалось от проведения структурных реформ в экономике страны. На ближайшие годы будет сохранен механизм государственного управления экономикой, а вместо реформ мы увидим процесс постоянного совершенствования механизмов этого управления.
Кажется, в правительстве нащупали вариант, как совершенствовать белорусскую экономику, не проводя фактически запрещенные президентом структурные реформы. Чиновники экономического блока Совмина решили отталкиваться от следующего постулата: государственное регулирование экономики должно быть – и будет – сохранено. Однако при этом те же чиновники будут постоянно «модернизировать механизмы государственного экономического регулирования». Именно в этом, надо понимать, теперь состоит суть белорусской модели экономического развития. Иначе говоря, уже совершенно официально институциональные реформы заменяются на бесконечное «ручное управление» экономикой на разных уровнях власти. А вместо реформ мы увидим постоянное «совершенствование» технологий этого самого управления.
Выступая 16 ноября на церемонии открытия V Международного форума предпринимательства, министр экономики Беларуси Владимир Зиновский заявил: «Белорусская модель экономического развития находится не в застывшем состоянии, а предполагает постоянное целенаправленное движение в сторону модернизации механизмов государственного экономического регулирования. Главная цель следующей пятилетки – повышение конкурентоспособности экономики для роста благосостояния и обеспечения экономической независимости и социальной справедливости».
К сожалению, министр не пояснил, как можно в рамках одной социально-экономической модели совместить повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение социальной справедливости. Жаль, что не пояснил – обычно за такое Нобелевскую премию по экономике дают сразу, без очереди.
Также Владимир Зиновский в своем выступлении назвал основные приоритеты грядущей пятилетки. В частности, это обеспечение эффективной занятости населения и развития человеческого капитала. Министр пообещал «переход от политики сохранения рабочих мест к политике максимизации отдачи от каждого рабочего места». Значит ли это, что власть дает нашим промышленным гигантам карт-бланш на увольнение большой массы неэффективных или просто избыточных работников? Пока непонятно.
Вторым направлением Зиновский назвал рост и диверсификацию экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли. «Данный приоритет предусматривает реализацию в полном объеме интеграционного потенциала в рамках ЕАЭС, расширения торгово-экономического сотрудничества с Европейским союзом, США, Китаем, Индией. Предстоит усилить позиции страны на традиционных рынках и освоение новых ниш в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки», – заявил министр. Впрочем, ровно то же самое звучало во всех выступлениях всех министров экономики, премьер-министров и президента за последние как минимум десять лет. Видимо, в этом и состоит суть белорусской стабильности – повторять одно и тоже.
Кроме того, Владимир Зиновский отметил важность обеспечения инвестиций и роста производительности труда. По его словам, основополагающим в инвестиционной деятельности станет не экстенсивное наращивание объемов инвестиций в основной капитал, а их результативность. В самом деле, кажется в правительстве поняли, что с «наращиванием объемов инвестиций» дело не задалось – еще ни разу доведенный до правительства годичный план привлечения зарубежных инвестиции не был выполнен даже на несколько процентов.
В остальном в своем выступлении министр экономики озвучил обычный букет благих пожеланий: совершенствование системы управления экономикой, внедрение новых подходов к модернизации экономики, предоставление господдержки исключительно на конкурентной, конкурсной основе, формирование полноценного финансового рынка. «Ключевыми условиями станут бездефицитный платежный баланс и бюджет при снижении внешнего несвязанного финансового долга и инфляции до 5% к 2020 году, наращивание золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня», – сказал Владимир Зиновский.
Как будто кто-то против.