Экс-сотрудники КГБ считают, что угроза терроризма есть всегда, но она не вырастет на ровном месте, если Беларусь не влезет в разборки «сильных мира сего».
В то время как некоторые страны усиливают меры безопасности в связи с атаками в Париже 13 ноября, эксперты прогнозируют, что повышенный уровень террористической опасности в Европе может сохраниться еще долго. Угрожает ли что-либо в этой ситуации Беларуси – «Салiдарнасць» попыталась разобраться.
Угроза террористических атак
Пока что о возможной террористической опасности белорусам напоминают лишь участившиеся случаи о «минировании» различных объектов.
По данным МЧС, в минувший четверг поступило сообщение о минировании здания ОАО «Новоельнянский комбинат хлебопродуктов» в Дятловском районе. В этот же день вечером – уже в Солигорске – о «минировании» здания местного магазина «Златка».
В пятницу по этой же причине была перекрыта одна из станций метро в Минске, а уже в понедельник около 40 человек были эвакуированы из ночного клуба в Могилеве после сообщения о минировании здания.
При этом террористическую угрозу в Беларуси эксперты пока не считают вероятной.
– Угроза терроризма есть всегда и везде, но она не вырастает на ровном месте, – пояснил в экспресс-комментарии подполковник КГБ в отставке Валерий Костко. – И то, что произошло в Париже, и трагедия с российским самолетом – это выглядит как некая ответная реакция, как месть. Поэтому, хотя Беларусь и союзник России, пока мы не задействованы в конкретных боевых операциях, – угроза будет меньшей. Если же наша страна решит влезть в разборки «сильных мира сего», то и здесь может появиться такая угроза.
Вербовка не только парней, но и девушек
Бывший контрразведчик, подполковник запаса КГБ Сергей Анисько не стал говорить о террористической угрозе для Беларуси. Но он предупредил, что белорусская молодежь может быть так же восприимчивой к пропаганде ИГ, как это происходит в других странах.
– Не так давно был случай в России, когда студентку одного из московских университетов через интернет «привлекли» на свою сторону радикалы-исламисты, – напомнил подполковник. – Она бежала туда, вступила в одну из местных организаций, попыталась начать вербовочный процесс. Если это происходит в России, то любая другая страна в мире – в том числе и Беларусь – от этого не застрахована.
Собеседник отметил, что в зоне риска находится молодежь с «неустойчивой жизненной позицией»:
– Вербовщики – это не какие-то фанатики, которые держат пояс шахида и за руку тебя тянут. Это длительный процесс, где истинная цель может скрываться за красивыми фразами, убеждающими человека совершить какое-либо действие. В Беларуси есть соответствующие спецслужбы, которые должны этому противодействовать: выявлять такие вредоносные сайты; работать в среде определенных категорий молодежи, чтобы предотвращать такие случаи.