Начнутся в Беларуси экономические реформы или нет? Однозначного ответа на этот вопрос пока так и нет. Во многом из-за не до конца понятной позиции президента Беларуси Александра Лукашенко.
Сначала высокопоставленные чиновники из президентского окружения заявляют, что реформы обязательно будут, и уже скоро. Потом президент их опровергает, и в своей речи на церемонии инаугурации заявляет, что реформ не будет. Потом выступает министр экономики, который рассказывает (предпринимателям!), что структурных реформ действительно не будет, а все сведется к «постоянной модернизации механизмов государственного экономического регулирования».
Но затем на информационном поле вновь появляется глава государства, который, встречаясь с главой миссии МВФ Питером Долманом, заявляет, что ни один пункт программы сотрудничества между Беларусью и МВФ не вызвал у него «никакого отторжения, никакой аллергии». По словам президента, предложения фонда основаны на абсолютно объективных законах экономики. Как говорится, давайте удивляться вместе.
Еще недавно, на церемонии инаугурации, глава Беларуси много говорил о том, что нельзя отступать от модели «социального государства», от государственного управления экономикой. То есть, по сути, от принципов социализма. И ни слова не сказал о поддержке и развитии бизнеса.
Однако, беседуя с Питером Долманом, Александр Лукашенко, наоборот, показал себя как истинный сторонник рыночной модели. «Формула одна: получаешь услугу – плати за эту услугу в полном объеме. Будь то электричество, тепло, транспортное обслуживание и так далее, – сказал президент. – Вопрос только в одном – в сроках. Не думаю, что у нас будет очень большая разбежка в понимании этих сроков и в сроках вообще. Мы также нацелены на то, чтобы предложения, которые мы выработали вместе с вами, реализовались в предельно короткие сроки».
Напомним, МВФ в своей программе рекомендовал правительству Беларуси провести ключевые экономические реформы (включая массовую приватизацию госпредприятий и размораживание тарифов ЖКХ) в очень сжатые сроки – на протяжении всего 6-18 месяцев. А это даже быстрее, чем проводилась «шоковая терапия» в Польше в 1989 году.
Нынешняя миссия Международного валютного фонда во главе с Питером Долманом начала работу в Беларуси 9 ноября, хотя переговоры о выделении нового кредита МВФ на поддержку рыночных реформ ведутся с середины лета. До 19 ноября эксперты Фонда оценивали готовность белорусских властей реформировать экономику страны. Если эта оценка, представленная руководству МВФ, будет положительной, Беларусь может рассчитывать на финансовую поддержку. Сумма возможной кредитной программы stand-by оценивается в $3 млрд.
Предыдущий раз Беларусь получала от МВФ кредит stand-by в размере $3,5 млрд в 2009 году. Он был полностью выплачен к середине 2014 года. Но после драматических событий декабря 2010 года в отношениях официального Минска с Западом наступило охлаждение. На его фоне представители МВФ заявляли, что новый кредит Фонд может выдать Беларуси только в случае готовности Минска «двигаться по пути глубоких реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики».
Чтобы возобновить сотрудничество, к весне нынешнего года Совет министров Беларуси при поддержке Всемирного банка подготовил и представил МВФ так называемую «дорожную карту по структурному реформированию экономики». В ней, в частности, говорится о сокращении финансирования госпрограмм, реформировании сектора госпредприятий, приватизации и реструктуризации крупных предприятий, ликвидации перекрестного субсидирования, повышении тарифов на транспорт и жилищно-коммунальные услуги.
«Чего только не скажешь, когда очень хочется получить кредит. Уж очень сильно деньги нужны. При этом глава страны для внутреннего потребления приказывает жить по средствам. Если бы я представлял МВФ и услышал, что с моими рекомендациями у главы страны, который настаивает на своем Госплане, со мной нет расхождений, то я бы глубоко задумался о том, что я, собственно, предлагаю. Или же критически оценил то, что говорит потенциальный заемщик», – пишет экономист, директор «Центра Мизеса» Ярослав Романчук.
Он указывает на то, что на переговорах с представителем МВФ белорусский президент опять сводит реформы к увеличению нагрузки на население. Но МВФ требует прекратить перекрестное субсидирование, в том числе тарифов на ЖКУ. Фонд требует либерализовать цены, которые в Беларуси нередко уже гораздо выше мировых. Одновременно МВФ рекомендует провести, наконец, приватизацию, ликвидировать дискриминационные, монополистические практики госсектора по отношению к частому бизнесу.
«И ТАКИЕ предложения не вызывают у Александра Лукашенко аллергии и отторжения? – удивляется Романчук. – И это в ситуации, когда не только Минторг и Минздрав, но также Нацбанк кошмарят бизнес и жестко регулируют цены на разные товары и услуги? Это в ситуации, когда для населения – никакой индексации пенсий, зарплат и пособий?».
«Беларусь оказалась в ситуации, когда без реформ дальше нельзя, но перспектива реформ наводит на многих в госаппарате и обществе страх неизвестности. В этом смысле противоречивые слова Лукашенко вполне ожидаемы и в чем-то даже логичны: они направлены на разные аудитории, у которых разные ожидания. Специфика ситуации в том, что ни одну из этих аудиторий власти сегодня не могут игнорировать, – сказал БДГ директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман. – При этом проблема заключается не в риторической противоречивости заявлений, а в отсутствии четкого сигнала для вертикали власти о генеральном направлении дальнейшего развития страны. Невооруженным глазом видно, что представители госаппарата растеряны и не знают, чего ждать и что самим делать. Такое положение дел неизбежно приводит к стратегии непринятия решений со стороны чиновников на местах: если не особо понятно, куда плывет государственный корабль, то чиновнику проще избегать собственных решений и не брать на себя ответственность за то, что он не понимают. Рано или поздно сумма таких нерешений на местах может сложиться в критическую для страны массу».