Жители деревни Малая Богатьковка из последних сил пытаются бороться с местными властями, чтобы сохранить историю белорусского классика.
В деревне Малая Богатьковка Мстиславского района более двух десятков лет существует литературный музей Максима Горецкого. Эта деревня - родина классика белорусской литературы и общественного деятеля, погибшего в годы сталинских репрессий, передает «Радыё Свабода».
Малая Богатьковка умирает. Здесь доживают свой век одни пенсионеры. В осеннюю пору в деревне на улице ни души. Усадьбы без присмотра зарастают кустарником и сорняками.
Кое-где в одичавших садах торчат ребра обнаженных крыш крестьянских домов. В более-менее ухоженных дворах еще теплится жизнь.
У восьмидесятилетней хозяйки одной из таких домов журналисты спросили, помнит ли она Максима Горецкого. На что женщина ответила просто: «Видно, он хороший был человек».
«Благодаря ему нам дорогу проложили. А жилон с семьей там, где сейчас музей. Там Их дом стоял. Благодаря ему мы хоть жизнь увидели. Здесь было грязно. Не доехать. Трактор нанимали, чтобы выехать на асфальт. Очень трудно было. А теперь, слава богу. Только жить некому. Осталось только семь человек, и те одиночки. Кто вдовец, а кто вдова», - добавила местная жительница.
На вопрос, тяжела ли жизнь в деревне, которая вымирает, собеседница, освобождая от посуды место, чтобы гость мог присесть, отвечает:
«Дети и внуки помогают: дом покрасили, обкосили вокруг траву. Два раза в неделю собираемся всей деревней вместе. Пенсию платят вовремя. Все хорошо. Только здоровья нет. Жизнь заканчивается. Тихо у нас. Сколько людей сейчас погибает. Насмотришься на такое и расстраиваешься».
Литературный музей Максима Горецкого - филиал Мстиславского районного историко-археологического музея.
Он находится посреди деревни. Напротив небольшой площади. Сюда подъезжает автолавка. Здесь и почтовые ящики всех жителей Малой Богатьковки.
Музей открыли в 1993 году. Это обычная крестьянская изба, разделенная коридором на две половины. В одной - экспозиция о творческом и жизненном пути Максима Горецкого и его близких. Вторая половина дома этнографическая - передает обстановку крестьянского быта, в котором жили Горецкие.
Внутри музей ухоженный. Все здесь по-простому. Не броские, но информативные экспонаты, крашеный пол. Экскурсии - на белорусском языке.
«Я, когда начинаю экскурсию, то говорю, что Максим Горецкий - это наш белорусский писатель, поэтому говорить о нем я буду на белорусском языке. Проблем не было с этим. У нас же и белорусские школы есть, и российские, но там же белорусский язык преподают. Поэтому знают школьники язык. Больше всего школьников интересует этнографическая часть музея. Там - наша печка белорусская», - говорит заведующая музея Мария Плешкова.
По ее словам, музей Горецкого не остается без посетителей. Сюда регулярно приезжают на экскурсии школьники и неравнодушные к белорусской культуре люди.
Собеседница отмечает, что в литературной части музея посетители чаще всего останавливаются у стенда о заключении писателя и его смерти. На один вопрос Мария Александровна не может ответить конкретно - как погиб писатель.
«Всегда спрашивают, почему на стенде два свидетельства о смерти. Я отвечаю, как и вам - не знаю. По официальной информации, Максим Горецкий расстрелян. А по неофициальной - кровоизлияние в мозг. Умер в Коми АССР в 46 лет», - добавила экскурсовод.
Снаружи музей требует ремонта. Некоторые бревна истлели и зацвели. Обильно поточил шашель.
В течение последних пяти лет о музее заботятся активисты «Таварыства беларускай мовы» из Могилева и Дрибина. В минувшее воскресенье они пришли в Малую Богатьковку, чтобы помочь подготовить музей к зиме.
«Литературный музей довольно далеко от Могилева, - говорит председатель могилевской организации «Таварыства беларускай мовы» Олег Дьячков. - Сюда неудобно ездить. Наша организация небольшая, но мы взяли шефство над музеем. Он заброшен, к большому сожалению. Наша работа - мелочь: пол помыть, пыль протереть. На кладбище убрать. Еще пару лет, и этой деревни не будет. А вот литературный музей должен остаться, так как Горецкий не просто писатель. Это классик. Основоположник современной белорусской литературы».
«Не было бы Горецкого, нашего государства тоже не было бы, - добавляет активист. - А в этом году, тем более, еще юбилей брата Максима Горецкого - Гавриила. А о нем у нас так никто и не вспомнил, как следует. Он же стал самым молодым академиком. Выдающаяся личность. Один из открывателей белорусской науки».
На деревенском кладбище похоронены мать и отец Горецких - Ахрасинья Михайловна и Иван Кузьмич.
С медальона на небольшом обелиску они смотрят, как умирает их деревня. Где-то возле дома-музея похоронена сестра Максима Горецкого - Анна. Она трагически погибла в Москве. Там же и похоронена.
Возвращаясь с кладбища, журналисты пожаловали к хозяйке еще одной усадьбы. Назвалась она Галиной Васильевной. На вопрос, большая ли была Малая Богатьковка, женщина ответила: сорок дворов. «В каждом было по корове, а то и по две, - упомянула она. - А потом старики начали вымирать, а молодежь не хочет оставаться в колхозе. Уезжает».
Рассказав о местной жизни, о музее, о гостях деревни, жительница пожаловалась на работников района, которые, по ее словам, сломали старый колодец.
«Этот колодец очень ценен, - заявила женщина. - Он с тех пор, как жил еще наш писатель Горецкий. И сломали его. Над колодцем был вес журавлем. Потом взяли и поставили вертушку. Этот колодец - реликвия музея».
«Хотели совсем этот колодец снести, - возмущается жительница, - так я села у него и говорю работникам: «Закопайте меня у него». Так и не дала снести».