В поле зрения китайского бизнеса попала небольшая полесская деревня Щерчево.
Как передает «Немецкая волна», найти китайцев в деревне Щерчево Пружанского района Брестской области, где создано китайское предприятие «Синобелагро», оказалось не легче, чем иголку в стоге сена. Местные жители лишь сообщили, что базируются китайские гости на ныне заброшенной территории бывшего военного городка. Но так как щерчевцы, по их признанию, с китайцами не общаются, то никто не знает, что там они пашут-сеют.
Пришлось обратиться за помощью в деревенский «пресс-центр» - магазин на центральной улице деревни. Моложавая продавщица была в курсе всех местных событий и сообщила, что через пару месяцев после приезда китайцы стали захаживать в магазин. «Берут у нас все: и картошку, и хлеб. Очень им понравились свиные ноги. Мы для них даже дополнительные завозы делали», - поделилась информацией продавщица.
Беларусь и Китай: дружба навек
Китайцы бежали от журналистов, как черт от ладана. Замдиректора «Синобелагро» Вячеслав Панов уверял по телефону, что все руководство предприятия сейчас в Пружанах на совещании. И встретиться сегодня ну никак не получится. Но щерчевские женщины подсказали, что в проезжающей мимо синей иномарке находятся как раз те самые неуловимые китайцы. Так что пообщаться с прессой директору «Синобелагро» Ван Хайхуну все-таки пришлось.
Директор рассказал, что в последнее время дружба между Китаем и Беларусью крепнет день ото дня, поэтому китайские предприниматели, заручившись поддержкой правительств двух стран, и решили организовать здесь свой бизнес. «К тому же у вас очень хорошая экология, очень много пустующих земель, а спрос на свежие овощи существует круглый год», - добавил глава «Синобелагро».
Почему разорился «Шенян»?
Нынешний десант из Поднебесной в полесской глубинке - не первый. В минувшем году китайцы уже пытались выращивать на территории этой же военной части пекинскую капусту и прочие овощи. Местное население о том китайском опыте вспоминает с неохотой. «О чем говорить, если весь прошлогодний урожай оказался на свалке?» - отмахивается от микрофона жительница Щерчево.
Пекинскую капусту, огурцы и кабачки китайцы возили даже за четыреста километров в столицу. Но продать, как правило, ничего не удавалось. «Так там же одни нитраты», - в один голос твердят щерчевцы. Руководство «Синобелагро» уверяет, что их предшественники, предприятие «Шенян», прогорели из-за неправильной организации бизнеса. Мол, неправильно оформленные документы да плохое финансирование привели к провалу проекта.
Китайский марш-бросок на Минск
Недостаток финансирования или переизбыток нитратов тому виной - неизвестно, но факт остается фактом: выращенные овощи оказались на свалке. Китайские работники «Шеняна» несколько месяцев сидели без зарплаты, а местные хозяйки стали жаловаться, что с подворий якобы стали пропадать Жучки, Мурзики да Курочки Рябы.
Не получавшие денег китайцы предприняли тогда марш-бросок на Минск. Под Пружанами их задержала белорусская милиция. Жителей Поднебесной вернули в Щерчево, накормили и в скором времени отправили на родину.
Руководители «Синобелагро» повторять ошибки предшественников не намерены. Работа, уверяют они, уже идет полным ходом: в теплицах взошла белокочанная капуста ранних сортов. Пока в теплицах работают восемь человек из Китая, но через две-три недели приедут еще 13 специалистов. Остальных сотрудников для сезонных работ, сообщил директор, будут набирать среди местного населения.
Попытка №2
Китайское предприятие «Синобелагро» заявило о намерениях инвестировать в белорусское сельское хозяйство один миллион долларов. Пока же в Щерчево можно увидеть только семь покосившихся теплиц. Сколоченные (а кое-где и прикрученные проволокой) необработанные доски укрыты пленкой. Внутри - обычные электрообогреватели, прямо на сырой земле.
Интересно, какой пожарный инспектор санкционировал подобную безопасность? И откуда тянется чудо-провод, щедро обогревающий хлипкие сооружения? Да и сколько стоит пекинская капуста при таких тепличных условиях? Все эти вопросы так и остались без ответа. Переводчик умчался в Пружаны, а директору Ван Хайхуну не оставалось ничего иного, кроме как лишь вежливо улыбаться.