Следует отметить, что в белорусском законодательстве до сих пор отсутствует юридическое понятие рейдерства. Именно поэтому действиям ряда должностных лиц ОАО "Брестсельмаш", которые попытались стать владельцами предприятия, дана несколько иная юридическая оценка, в том связи в соответствии с Уголовным кодексом Беларуси.
Напомним, что в апреле 2015 года УВД Брестского облисполкома возбудило уголовное дело в отношении директора "Брестсельмаша" Федора Котова, председателя наблюдательного совета общества, главного бухгалтера, начальника транспортного участка, председателя профкома, экономиста и начальник цеха. Им вменили в вину вывод из оборота предприятия 2,87 млрд рублей, которые были получены ими в качестве беспроцентных займов. Спустя полгода расследования уголовного дела, выяснились куда более интересные подробности деятельности должностных лиц "Брестсельмаша", которую иначе как попыткой рейдерского захвата назвать сложно.
Как было установлено в результате проверки КГК и расследования уголовного дела, в сентябре 2014 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Брестсельмаш", инициатором которого стал председатель наблюдательного совета. На собрании было принято решение о выпуске 113 тыс. акций собственного выпуска (10% уставного фонда). Акции якобы выпускались для продажи их инвестору. Однако никакого инвестора на самом деле не было. Акции были проданы 17 избранным работникам предприятия. Более половины выпущенных акций достались директору и главному бухгалтеру, а далее уже по важности персон. Интересно, что указанные работники "Брестсельмаша" купили акции не за собственные средства, а за ссуду, которую им предоставило само предприятие. Размер ссуды составил 2,6 млрд рублей, плюс 300 млн рублей было уплачено в бюджет в качестве подоходного налога.
В результате такой простой операции, в руках двух названных выше лиц оказались сконцентрированы 16% акций ОАО "Брестсельмаш", за которые они даже не заплатили. В настоящее время Комитет госконтроля инициировал процедуру обратного выкупа акций, самим предприятием. Восемь работников "Брестсельмаша" уже продали свои акции, с остальными вопрос решается. В рамках уголовного дела также решается вопрос возврата предприятию незаконно полученной ссуды.