Безработные Гомеля отстаивают огромные очереди на ярмарку вакансий, но работы как не было, так и нет.
19 ноября Гомельское городское управление по труду, занятости и социальной защите населения организовало ярмарку вакансий. Безработным предлагали некоторые вакансии на стройках, в молочной отрасли и коммунальном хозяйстве.
Десятки безработных потянулись утром на улицу Пролетарскую, где в офисе городского управления труда проводилась так называемая ярмарка вакансий. В коридоре расположились кадровики ряда строительных организаций, коммунальных и некоторых других предприятий, передает «Радыё Свабода».
Представитель отдела кадров жилищно-коммунального предприятия «Сельмашевский» рассказывает:
«На данный момент мне нужны два человека - слесарь-сантехник и электрогазосварщик. Обычно инженерные работники интересуются, молодежи очень много подходит. Берем анкеты, созваниваемся, предлагаем. Безработных много. Люди идут. С «Гомсельмаша» к нам также приходят люди, так как их там сейчас много увольняют. Но у нас строительные профессии, а в объединении «Гомсельмаш» в первую очередь машиностроители».
Специалистов массовых профессий - арматурщиков, бетощиков, монтажников, геодезистов - приглашает трест «Гомельпромстрой», но не абы каких. Утверждает специалист по вопросам кадров Марина, которой на ярмарке не удалось подыскать ни одного человека:
«Попадаются в основном с записями в трудовой книжке. А у нас в тресте «Гомельпромстрой» существует приказ - мы не имеем права брать на работу специалистов, которые уволены за прогулы или за употребление спиртных напитков. Набираем только высококвалифицированных специалистов».
На ярмарке вакансий особенно много горожан среднего возраста. Мужчин больше, но немало и женщин.
Ольга, архитектор с дипломом столичного университета и с девятилетним стажем работы в проектном учреждении «Гомельгражданпроект», покидает ярмарку, так как очень разочарована. Она уже полгода без работы:
«Ищу работу, так как не продлили контракт. Пояснили в институте, что нет работы - и сократили, потому что я не замужем и у меня нет маленьких детей. У меня большой опыт, но это не помогло. На бирже также ничего не предложили - вакансий по моей специальности нет. Только переобучение на рабочие специальности - арматурщика, бетонщика, парикмахера, продавца. Больше ничего не могут предложить. Очень много людей, никакой организации. Толпа стоит, и непонятно, что и куда».
Среди доброго десятка посетителей, с кем удалось поговорить, не нашлось ни одного, кто бы покидал ярмарку вакансий довольным. Один из них - Виталий, сорокалетний отец двоих детей. Пять месяцев назад он работал на заводе железобетонных изделий:
«Для меня нет ничего. Строительная у меня специальность — формовщик. Я не увольнялся, просто не продлили контракт - у нас сейчас так делается. Я там отработал семь лет. Если бы я прогуливал или меня что-то не устраивало, то написал бы заявление и ушел. Мне просто не продлили контракт».
Виталий ищет работу уже пять месяцев. Приехал на ярмарку вакансий сразу после посещения предприятия по производству труб, где работают и специалисты из Турции:
«Пытаюсь пятый месяц устроиться - ничего не получается. Вот и сегодня пытался устроиться - турки делают у нас трубы. Приехал - да, нужен оператор. Представитель предприятия говорит: «Турки вам передавать знания не будут - придя на любую работу, нужно месяц адаптироваться». Ну, и все. Сказали, что перезвонят. Это такая стандартная фраза. Словом, идите, идите, и не просто идите...»
Сорокалетний гомельчанин Сергей, уволенный после модернизации фанерного производства в ОАО «Гомельдрев», увидел в сегодняшней ярмарке вакансий что-то схожее со спектаклем:
«Картинку создали. Ходишь сюда, а большого перечня вакансий нет. Они таковы, что многие люди таких профессий не имеют. Я сам водитель, другие имею специальности. И свидетельства имею, что учился от этого центра занятости. И работал даже на фанерном комбинате. Но работы и там нет. Заработок, который обещали, так и не получил. Ну что такое за миллион работать?! На карточку приходил миллион. На работу выходили один или два дня в неделю».
По мнению гомельчанина, безработица, которая царит в городе и вообще в нереформированной белорусской экономике, только увеличивает напряженность в обществе и, конечно, в семьях:
«Вся эта ситуация сказывается даже на семейных отношениях. В семьях возникают большие споры, раздоры. Особенно мужчине сложно. Он уже не добытчик. Унижение здесь, унижение в семье. И, честно говоря, не знаешь, к какому берегу прибиться».