Зарубежные друзья политика не верили, что первый руководитель страны получает пенсию в размере нескольких центов.
Как известно, Лукашенко в 1997 году отменил постановление парламента о пожизненной пенсии бывшему премьеру и главе государства в размере 70-75% от оклада действующего премьера и спикера и подписал декрет об «упорядочении пенсий за особые заслуги перед белорусским народом». Получилось, что пенсии за особые заслуги были предназначены в основном первым лицам советской Беларуси, например, бывшим руководителям Компартии Беларуси Николаю Слюнькову и Ефрему Соколову. Пятерым бывшим руководителям независимой Беларуси - Станиславу Шушкевичу, Георгию Таразевичу, Семену Шарецкому, Мечиславу Грибу и Михаилу Чигирю - данным декретом пенсия была оставлена на том уровне, на котором находилась на момент подписания декрета, одним словом, «заморожена». В 1997 году это было 3 миллиона 196 тысяч белорусских рублей, а после деноминации 1999 стало 3200 рублей в месяц. Такая она и оставалась до последнего времени, пишет «Народная Воля».
Надо отметить, что Шушкевич, который долгое время утверждал, что принципиально не хочет что-либо просить и унижаться, в 2002 году все-таки обратился в суд, однако в иске ему было отказано. Судебное решение Шушкевич обжаловал, дошел до Верховного суда, но и оттуда пришел ответ: все правильно, пенсия выплачивается в соответствии с существующим законодательством. И вот теперь жена Станислава Станиславовича оформила документы на получение им пенсии по возрасту. Сейчас первый руководитель Беларуси будет получать чуть более 4 миллионов рублей.
- Это «проделки» жены. Хотя деньги, естественно, не помешают, в последнее время я на самом деле сломался в плане работы. Ранее довольно много работал за границей, а теперь здоровье уже не то. У меня раньше была пенсия «за особые заслуги» 3200 рублей, ее закрепили на уровне 1997 года, и дело с места не двигалась. И жена решила пойти другим путем. Мне ничего не сказала, сама вступила, так сказать, в сговор с социальными службами. Я ей написал генеральную доверенность, что она все может делать от моего имени (а она мне такую же написала), поэтому и использовала этот момент. Оформила мне пенсию по возрасту. Пенсия, кстати, могла бы быть также больше, если учитывать, что я заслуженный деятель, член-корреспондент Академии наук и лауреат Государственной премии, но социальные службы сказали, что здесь не тот случай, - рассказывает политик.
Что говорили ваши зарубежные друзья, когда узнавали, что первый руководитель страны получает пенсию в размере нескольких центов?
- Они просто не верили, что такое вообще может быть.