Наконец-то белорусские журналисты узнали, кому понадобилось их обыскивать, допрашивать и бить.
Ответил на этот вопрос лично Александр Лукашенко. Правда, ответил не нам, а российскому вице-премьеру. Потому что именно Россия, по его мнению, финансирует независимых журналистов и оппозиционные сайты Беларуси.
2 апреля Александр Лукашенко праздновал день единения народов России и Беларуси с российским вице-премьером Игорем Шуваловым. Говорил сначала по писаному о выдающихся достижениях союзного строительства — и вдруг не выдержал, высказался о наболевшем: «Я в последнее время все больше и больше наблюдаю за ситуацией в СМИ. Недавно поднялся гвалт вокруг сайтов некоторых оппозиционных газет, журналистов. В ближайшее время после экспертизы мы вас с ними ознакомим, потому что центры этих оппозиционных кланов находятся в России. И от того, что мы покажем вам и Западу — обязательно! — вы можете вообще «выпасть в осадок». Потому что я «выпал в осадок», насколько шкурную позицию могут занимать отдельные деятели. Факт один — кто им деньги платит, на того они и работают».
Теперь я наконец все поняла. Месяц назад еще не понимала, почему у меня на границе отбирают компьютер, чтобы отправить его на какую-то экспертизу. А потом две недели назад удивлялась, когда ко мне домой вломились с обыском, санкционированным гомельским прокурором из-за уголовного дела о клевете в отношении начальника тамошнего УКГБ Ивана Коржа. Удивлялась еще больше, когда выяснилось, что одновременно обыскивали квартиру журналистки Марины Коктыш, офис оппозиционного сайта charter97.org («Хартия’97») и редакцию газеты «Народная воля». Оперативники, как сороки-воровки, тащили из наших квартир и редакций все, что блестит: диски, флешки, компьютеры. Понятно было, что идет спецоперация, но как-то не верилось, что все это координируется из Гомеля. И вот теперь Лукашенко признался: это он — заказчик облав на журналистов, это ему докладывают, что нашли в наших компьютерах, это нашими флешками он хочет потрясти мир.
В тот же день, 2 апреля, меня вызвали в Первомайское РУВД Минска. Ознакомили с постановлением о назначении экспертизы компьютера и всех носителей информации, которые были изъяты во время обыска. Проводить экспертизу будет экспертно-криминалистический центр МВД Беларуси. По окончании экспертизы, уведомили меня, все изъятое будет или возвращено, или приобщено к материалам уголовного дела.
Постановление мне предъявили через час после того, как Лукашенко во всеуслышание пообещал ознакомить Россию и Запад с результатами экспертизы наших компьютеров, от которых Шувалов и все остальные «выпадут в осадок».
А вообще Лукашенко мог бы не тратить столько денег и чужого времени на все эти спецоперации, обыски, допросы, экспертизы, после которых можно выдать сенсационное заявление о том, что центры финансирования белорусских независимых журналистов и оппозиционных сайтов находятся в России. За всю Одессу не скажу, но от себя лично выступаю с чистосердечным признанием и сдаю явку. Центр моего финансирования действительно находится в России по адресу: Москва, Потаповский переулок, 3, редакция «Новой газеты».