Посол Великобритании Брюс Бакнелл выступил в Минске с публичной лекцией о национальной идентичности в рамках проекта «Летучего университета» «Urbi et Orbi».
В довольно просторной галерее «tut.by» послушать британского посла собралось около трех сотен человек. Во второй части мероприятия разгорелась горячие дискуссия, сообщает «Радыё Свабода».
На часть вопросов Брюс Бакнелл отвечал по-русски, когда вопрос был слишком философским или каверзным, переходил на английский.
«В первые месяцы своего пребывания в Беларуси я часто спрашивал собеседников-белорусов об их национальном самосознании. Ответы на свой вопрос я получал разные, но мне казалось, что эта тема более интересна мне, чем им. Из этого родилась идея сначала написать об этом в блоге, а потом выступить с публичной речью» - так объяснил выбор темы своей первой и последней в Беларуси публичной лекции британский посол.
«В английском языке есть хорошее слово belonging. Это чувство принадлежности к чему-либо, принадлежности к месту. Меня по-настоящему интригует понятие «национальной идентичности» и все, что на нее влияет. Британские исследователи Энтони Смит и Бенедикт Андерсон в 1980-е годы выразили интересную теорию, что нации определяет не только общая территория, язык и культура, но и коллективная самосознание, отождествления себя с миром, ощущение себя сообществом», - отметил посол Бакнелл.
«И эта наша особенность в последнее время проходит проверку на прочность - проблемами с мигрантами, радикализмом, террористическими угрозами. Сам термин «мультикультурализм» существенно изменился за последнее время, частично - из-за радикального ислама. Последний пример - Париж», - считает Бакнелл.
Во время дискуссии белорусский художник Михаил Анемподистов попросил назвать наиболее успешные мероприятия по внедрению британской идентичности, рассказать, что повлияло на то, что у британцев такая успешная, прочная идентичность. Посол ответил опять же с чувством юмора:
«Возможно, погода. У нас другой климат, довольно мягкий. Мы живем на острове, в удаленности от остального мира. Это наша маленькая родина, которая ограничена территориально, географически. Мы не видели всех ужасов Второй мировой войны, которые видели вы, хотя в ней и участвовали. Да и вся история наша другая».
Снова и снова аудитория возвращалась к основной теме публичной лекции.
«Возможно, белорусы имеют проблемы с национальным самосознанием, потому что не говорят по-белорусски в повседневной жизни?» - спросил молодой человек.
На этот вопрос посол Брюс Бакнелл начал отвечать по-русски: «Это как идея о «русском мире. У Владимира Путина - один «русский мир», у Светланы Алексиевич возможно, другое представление, что такое «русский мир». То, что большинство белорусов не говорит по-белорусски - это факт».
Затем посол перешел на английский язык: «Русский мир»- это не просто как бы абстрактная идея, это идеология. Если вы считаете себя сильнее, когда разговариваете по-белорусски - это выход».
На вопрос, как белорусам не потерять себя, так как страна небольшая, много белорусов работает в России - британский посол Брюс Бакнелл не ответил, мол, не знает ответа, вопрос трудный. Сказал только, что у него есть одна идея:
«Идея в том, чтобы сделать Беларусь домом для тех белорусов, которые сейчас являются эмигрантами. Тогда эти люди подтянутся сюда. Я знаю очень много примеров, когда белорусы, причем, очень успешные, не живут здесь. Вам их нужно вернуть. Ну и еще один пункт, который вам не понравится - это быть вежливыми с русскими, потому что они сейчас проходят то, что мы уже прошли. Это такой постимперский синдром, который мы прошли (даже сама королева Великобритании посетила Ирландию). Но это не означает, что вам не надо напоминать, что их ситуация в нефтью и газом и их языком не делают их особенными. Будьте вежливыми. Ну и собирайте с них деньги», - в конце пошутил посол.
Украинец Александр, который три месяца назад приехал в Беларусь, спросил, сколько должно пройти времени, чтобы и у белорусов, и у украинцев сформировалась такое самосознание, которую невозможно было поколебать извне.
Брюс Бакнелл продемонстрировал хорошее знание сегодняшней ситуации и в Беларуси, и в Украине:
«Я прекрасно понимаю, что Беларусь и Украина - абсолютно разные по ситуации страны. И тот же самый Львов, который был под Габсбургами - очень прекрасное место. И иногда говорят, что если бы такую историю, как Львов, имелa бы вся Украина - возможно, все было бы иначе. Также я знаю и про восток Украины, который имеет совсем другой, отчасти советский опыт с ужасной историей коллективизации и так далее... Я понимаю, что Беларусь в этом плане более однородная, но я не знаю, сколько нужно времени, чтобы иметь ту идентичность , о которой вы говорите. Если так будет с Россией, если она будет себя вести так, как сейчас - то потребуется определенное время. Нужно учитывать демографическую ситуацию, которая также важна. В России демографическая ситуация почти такая же, как и в Европе. В других странах она совсем другая, мы об этом уже говорили. Это я говорю не для того, чтобы ответить на ваш вопрос, поскольку ответа нет. А говорю для того, чтобы подчеркнуть и показать вам, насколько сложeн это вопрос».