Жительницу дома, которая не может ходить, просто подняли с дивана и выбросили на улицу.
- Разве я могла подумать, что в свои 53 года окажусь без крыши над головой? Здоровье подорвано так, что ходить не могу, рука правая отнята, и с каждым днем все меньше и меньше надежды, что смогу вернуть свой дом. Разве я теперь боец? - говорит Виктория Виноградова, кутаясь в инвалидном кресле в теплое одеяло.
Еще несколько лет назад минчанка даже в страшном сне не могла представить, как повернется ее жизнь. В августе 2014 года вместе с дочкой Виктория Вадимовна вынуждена была переехать в одну из деревень Могилевской области. Деревня - это громко сказано. Двадцать хат, заброшенный хутор, покосившейся забор, неухоженные сады и полное отсутствие цивилизации. Ни магазина, ни почты. Учитывая, что нигде нет асфальта, на инвалидном кресле далеко не уедешь. По сути, женщина стала заложницей небольшого двора.
Рассказывать свою историю Виктории Виноградовой нелегко. После инсульта речь до конца не восстановилась, она часто переходит на слезы и, когда не может словами чего-то объяснить, молча протягивает журналистке kp.by один документ за другим. В них вся история ее семьи.
«Расписки на 7200 долларов есть, но дом не мой»
- Мы переехали в Минск из Украины в 1975 году. Поселились в трехкомнатной квартире по улице Ландера. Где я только не работала: и инженером на «Интеграле», и продавцом в автосалоне, - вспоминает героиня. - Но жизнь в городской квартире была не по мне. Почему? Я обожаю собак, они все время живут у меня, поэтому в 2004 году решила продать квартиру и купить частный дом. Нашла в газете объявление о продаже дома в Колодищах, связалась с хозяином. И участок, и дом были такие запущенные, что ужас. Меня это не испугало, заплатила 6,5 тысяч долларов, плюс за оформление и стала приводить землю в порядок, рядом с покосившейся хибарой построила новый дом. Мы с хозяином договорились, как только новый дом будет готов, оформим все документы. Так и жили, шесть лет я его не видела, а потом он объявился.
В соглашении о задатке, датированном 2004 годом, сказано, что Быков, бывший владелец, получил от Виктории Вадимовной в эквиваленте три тысячи долларов в качестве «обеспечения обязательства по покупке жилого дома». Кроме того, они подписали предварительный договор купли-продажи.
- Смотрите, сколько он мне расписок дал о том, что взял у меня 7200 долларов, - протягивает пожелтевшие листы Виктория Виноградова. - В 2010 году, когда новый дом был готов, Быков попросил документы, чтобы окончательно привести все переоформление в порядок. Если бы я знала, что он затевает! Оказывается, он продал дом собственному сыну! То есть я прописана в Колодищах, у меня домовая книга на руках, но хозяин уже другой. Как же так? В том же 2010 году Быков подает в суд о признании, утратившей право пользования, я его выигрываю. Сколько нервов мне это стоило! От сильного стресса случился инсульт.
«В доме выбили окно, меня спихивали с дивана, а потом вынесли на улицу»
Все это время рядом с Викторией Вадимовной находится ее дочка Лана.
- Самое ужасное, что мама только выписалась из больницы, а сын Быкова снова обратился в суд. Как она могла защищать свои интересы, если даже говорить не могла? - разводит руками Лана.
В заочном решении суда сказано: «Выселить Виноградову Викторию без предоставления другого жилого помещения, обязав освободить принадлежащие Быкову жилой дом и строения». Судя по документам, версии бывшего хозяина, за что он получил деньги от Виноградовой, менялись ни один раз. В июле 2010 года он рассказывал милиционерам: да, действительно взял деньги в качестве задатка предварительного договора купли-продажи, доллары не возвращал, потому что Виноградова его об этом не просила. А уже в 2014 году на суде поведал другую историю: женщина дала ему деньги за аренду дома и регистрацию. Продавать ничего не собирался.
- Он человек непростой, бывший военный, - уточняют Виноградовы. Они обжаловали решение суда, но его оставили без изменения.
- 21 августа 2014 года меня приехали выселять судебные исполнители вместе с сыном бывшего хозяина. Я лежала на диване, подняться не могла. Никто не верил в то, что не могу ходить, - начинает рыдать Виктория Вадимовна. – Тогда меня взяли и вынесли на улицу. Было так больно и унизительно оказаться в такой ситуации. Спасибо большое «Эгиде» (общество защиты животных. - Ред.), она меня спасла, забрала с улицы, также взяла собак и привезла сюда, в дом знакомой бабушки. Правда, там не было света, никаких удобств, поэтому добрые люди сжалились и пустили пожить в другой дом.
«Ваш дом разбирают, приезжайте хоть шифер заберите»
Сейчас женщина получает пенсию по инвалидности 2,5 миллиона. На эти деньги она вынуждена жить с дочкой Ланой, которой недавно выдали совершенно пустой паспорт. В Колодищах Лану прописать не получилось из-за отсутствия нужных квадратных метров.
- Выходит, дочка бомж, - вздыхает Виктория Виноградова. - Денег на адвоката нет, сами еле выживаем, поэтому вся наша история с чиновниками свелась к переписке. Недавно позвонили соседи, говорят: «Ваш дом разбирают, приезжайте хоть шифер заберите». Как нам жить дальше?
Сейчас во дворе дома разбросаны доски, валяются пакеты с вещами, рядом со старым домом идет строительство нового. В защиту Виктории Виноградовой соседи написали коллективное письмо.
- До 2004 года на участке находилась свалка военной техники, каких-то плит, разрыты котлованы. В доме были какие-то бомжи. Бывшие хозяева наведывались крайне редко. В 2004 году с приездом новых хозяев жизнь наладилась. Участок убран, котлованы зарыты, наведен порядок. Ходатайствуем, чтобы участок остался за Виноградовой, - говорится в письме.
«Все документы и расписки - поддельные»
- Был заключен договор на один год в налоговой инспекции. Виноградова должна была платить каждый месяц 100 долларов. Все документы и расписки - поддельные. В этой истории столько подлости, она пришла ко мне с ребенком, я пожалел ее - и вот что получилось, - комментирует «КП» Юрий Быков, бывший владелец дома. - Конечно, я ничего не собирался продавать, год назад хозяином дома стал другой человек, мы дом продали. То, что на суд приходили какие-то соседи, я их вообще не знаю, это незнакомые люди. Мои соседи давным-давно умерли.
- Почему у вас постоянно были разные версии? То вы продавали дом, то просто сдали в аренду?
- Я не помню, что говорил. Прошло столько лет…
«Нужно идти в кадастровое агентство, а не брать расписки»
- Чтобы не возникало такой ситуации, нужно сразу идти в кадастровое агентство (БРТИ) и оформлять дом на себя. Право собственности на недвижимое имущество возникает после получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации права собственности в кадастровом агентстве. Это единственный правоустанавливающий документ, а никак не расписки. Судя по всему, такой регистрации не было, - говорит адвокат Наталья Ивашковец. - Если женщина малоимущая, она должна обратиться в Минскую областную коллегию адвокатов, и ей предоставят защитника на льготных условиях. Не надо переписываться с чиновниками, для решения таких непростых вопросов требуются специально обученные люди - адвокаты, нотариусы и регистраторы. Уверена, что суд не мог принять решение о выселении без достаточных на то оснований и доказательств. Очень трудно выселить кого-либо в никуда, даже по ст. 95 ЖК РБ.