Угроза независимости нашей страны исходит от восточного соседа.
Впервые на то, что в нашей стране проблемы экономики уступили пальму первенства проблемам безопасности, указали социологи Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в сентябре 2015 года. Они увидели в этом факте знак смены неписаного «социального контракта» с населением, поскольку «внутренние ресурсы белорусской модели исчерпаны»:
«Она больше не в состоянии обеспечивать рост доходов населения. Поэтому «власть» вынуждена была в одностороннем порядке расторгнуть прежний контракт, предусматривавший обмен лояльности населения на рост доходов. Новый контракт предлагает населению обменивать лояльность на выживание», - говорится в сообщении НИСЭПИ.
Новый курс Лукашенко нашел свое выражение в лозунгах, которые он использовал в своей предвыборной программе. Там, в частности, говорилось о том, что «наша страна никогда не будет втянута в чужие войны и конфликты, и мы всегда защитим Отечество от любых посягательств».
Новый социальный контракт проходит красной нитью и через инаугурационную речь Лукашенко.
Необходимо сделать только два замечания к этим тезисам. Во-первых, до тех пор, пока Лукашенко сражается с абстрактным «кем-то», а не с вполне реальной российской агрессией против Украины, все его рассуждения – не более чем пустая риторика и попытка использовать чужое горе для собственной выгоды. В последнее время Лукашенко избегает критиковать Путина, и не только из-за колоссальной экономической зависимости Республики Беларусь от Российской Федерации. Угроза независимости нашей страны также исходит от восточного соседа. В случае последовательной критики президента РФ по украинскому вопросу критические замечания ударят и по самому Лукашенко. Ведь именно он довел государство до состояния, близкого к инкорпорации. На наших глазах происходит растворение европейской страны в полуазиатском «русском мире», который собирает вокруг себя Путин.
Во-вторых, поскольку Беларусь не относится к числу воюющих государств, а принадлежит к индустриальным странам, расположенным в Восточной Европе, экономические проблемы скоро снова вернутся на повестку дня правительства. Можно с уверенностью утверждать, что «новый социальный контракт» населения и «власти» является временным явлением. Правда, в своей инаугурационной речи 6 ноября Лукашенко придумал, что нужно сделать для того, чтобы превратить проблемы безопасности в важнейшие, постоянно волнующие людей, больше, чем состояние экономики. Сценарий прост.
Известно, что белорусский диктатор выступил резко против «навязанных извне» структурных реформ экономики. Он подчеркнул, что «не собирается делить то, что веками накапливалось белорусским народом» (имеется в виду государственная собственность на средства производства). По его словам, «это всегда у славянских народов заканчивается трагедией: если не революцией, то гражданской войной, а частенько, как было в истории, и тем и другим». Другими словами, белорусская экономическая модель, которая продемонстрировала свою полную неэффективность, останется в силе до тех пор, пока власть находится у нынешнего диктатора.
Поскольку внутренних ресурсов в Беларуси для поддержания на плаву государственных предприятий нет, то остается или идти на поклон в Кремль, просить «милостыню» взамен на суверенитет государства, или в полном объеме вводить в силу «полицейское государство», становясь даже не «европейской Кубой», а скорее «европейской Северной Кореей».
Кстати, последний путь также просматривается в выступлении Лукашенко 6 ноября и в его призывах к белорусскому народу повышать дисциплину труда, надеяться на светлое будущее, которое неизбежно наступит, если граждане еще сильнее сплотят свои ряды вокруг Лукашенко. Не хотелось бы жить в такой стране, но зато в ней, почти как на кладбище, будут царить мир и порядок.
Владимир Ровдо, belrynok.by