Кроме машин и коттеджей, налоговую инспекцию могут заинтересовать турпоездки.
Недоплаченных налогов хватило бы, чтобы увеличить расходы на медицину в 2 раза, заявил в интервью «Комсомольской правде в Беларуси» заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Василий Каменко.
- Недавно было озвучено, что теневая экономика занимает у нас 15% от ВВП. Это много или мало для такой страны как Беларусь?
- На первый взгляд, 15% от ВВП - это немаленький процент. Напомню читателям, что ВВП - это стоимость всех товаров и услуг, которые в стране за год производятся. Но в любой стране есть то, что в эту статистику не попадает. Скажем, в Скандинавских странах, в той же Швеции, этот показатель на уровне 7%. А есть государства-рекордсмены: Грузия, Греция (порядка 70%), Албания (около 80%). В США, кстати, тоже 15%, в Германии - 12 - 13%. Не нужно забывать, что теневая экономика складывается из нескольких частей. К ней имеет отношение каждый гражданин, но вся теневая экономика незаконна. Вот вы, например, готовите ужин дома?
- Приходится…
- То, что мы сами в своей семье производим, тоже имеет цену. Например, домашние хозяйства в свободное от работы время на своих сотках выращивают овощи, картошку, ягоды. Или сами делают ремонт, никого не нанимая. Получается, продукт произведен и нигде не посчитан. Но законы здесь не нарушаются, налоги платить не надо. Кстати, это характерная черта нашей страны - половина теневой экономики у нас именно вот такая. Еще одна небольшая часть - случаи, когда люди оказывают друг другу какие-то услуги. Парикмахер после работы подстриг соседа за деньги или в обмен на другую услугу. Здесь тоже ничего страшного нет. Самый большой интерес со стороны налоговых органов представляют товары и услуги, которые производят наши организации, юридические лица, а также физические лица без регистрации. Прибыль они получают регулярно, а налоги не платят.
- И много у нас таких?
- Достаточно большое число. По нашим оценкам, где-то 25 - 30 тысяч человек не регистрируют предпринимательскую деятельность. В основном, это сфера оказания услуг. Потому и выявлять их сложно. К примеру, без санкции прокурора в квартиру не зайдешь и не определишь, сам ли хозяин делает ремонт, нанял человека, у которого есть лицензия, или нелегала.
Но самое любопытное, что у нас большое число населения нигде официально не занято. Более 1,5 млн. человек, которые нигде не проходят. Конечно, часто грешат здесь предприниматели. Бывает, что у них работают люди, которых они не могут оформить официально, потому что они не являются их родственниками (напомним, с 1 января 2007 года ИП могут нанимать на работу только близких родственников. – «КП в Беларуси»), есть предприятия, которые не оформляют сотрудников.
- Сколько денег казна не получает из-за теневого рынка?
- Посчитаем на примере прошлого года. ВВП у нас составил почти 129 трлн. рублей. 15% - это около 19 трлн. рублей. Отбросим половину на то, что произвели домашние хозяйства. С учетом налоговой нагрузки на экономику (по 2008 году где-то 39%) выходит, что где-то около 4 трлн. возможных налогов мы не получили. А на здравоохранение и образование у нас ушло 1 и 1,2 трлн. рублей соответственно. Получив эти налоги, мы могли бы удвоить расходы по этим статьям бюджета.
«В 90-е годы было труднее»
- Расходы бюджета напрямую зависят от того, сколько придет налогов. Как кризис на эту ситуацию влияет?
- Вероятность того, что налоговые отчисления снизятся, есть. Наша промышленность поставляет около 70% налогов. Конечно, с одной стороны, хорошо, что упали цены на энергоносители, предприятиям стало проще. Но с другой стороны, мы много энергоресурсов перерабатываем, поставляем на экспорт. Снизились цены - меньше заработаем, значит, налогов может быть меньше. Есть еще и факт падения спроса на продукцию наших предприятий за рубежом. А это в первую очередь дорогая продукция (машиностроение, металлургия). Работать на склад неразумно. Именно поэтому сейчас принимаются решения перейти на частичную занятость, часть населения пока отправить в неоплачиваемые отпуска…
Но ведь еще есть и большая часть нашей промышленности, которая работала на внутренний рынок. А здесь есть спрос. Думаю, что экономика все-таки вырастет на 1 - 2%, а это позволит нам наполнить бюджет.
- А что будет, если налогов не хватит?
- Потрачено будет столько, сколько будет собрано. Если будет снижение роста ВВП (рецессия), тогда нам придется пересмотреть статьи доходов и расходов в бюджете. Если налоги собрать невозможно, придется отказываться от тех расходов, с которыми можно подождать. Это общемировая практика. Но я достаточно оптимистично смотрю на ситуацию. Мы прошли уже 90-е годы, тогда было значительно труднее.
«Теневая экономика не появляется из-за высоких налогов»
- Раньше говорилось, что недостающие налоги правительство будет компенсировать усиленным вниманием к теневому рынку. А где у нас тени больше всего?
- Наибольшее беспокойство у нас вызывает строительство. Там чаще всего выявляются люди, которые не регистрируют свою деятельность и оказывают услуги без уплаты налога. Например, за прошлый год в этой сфере мы доначислили порядка 62 млрд. рублей налогов. А это 40% от всех доначислений прошлого года.
Дальше идет торговля товарами, продуктами. Здесь было изъято в доход государства товаров на 32 млрд. рублей. Определенную трудность здесь представляют 100 тысяч индивидуальных предпринимателей, в основном плательщики единого налога, которые имеют льготы при ввозе товаров через Россию. И дело даже не в том, что нельзя выявить нарушения. А в том, что они создают неравную конкуренцию нашей легкой, пищевой промышленности, которая работает на внутренний рынок, и с которой мы и планируем сегодня собрать больше налогов. Они же привозят сюда то, что произведено на теневых заводах в Азии, Китае, России. Там они тоже налоги с этого не платят, вот и получается, что товар очень дешевый.
- Из-за кризиса теневой рынок может увеличиться?
- Мы ожидаем, что увеличится число лиц, которые будут заниматься незарегистрированной предпринимательской деятельностью. Многие заводы отпустили людей. Вот, к примеру, пойдет такой человек и сядет за баранку. Он создаст неравные условия для тех, кто работает официально. Им, чтобы конкурировать, нужно будет снижать цены. Каким образом? В том числе и уходить от налогов.
- Может, стоит налоги снизить?
- Когда говорят, что высокая налоговая нагрузка - определяющий фактор для теневой экономики, это не правильно. Вот в той же Швеции очень высокая налоговая нагрузка (где-то 60% от ВВП), а уровень теневой экономики, как мы уже говорили, один из самых низких. Причина теневой экономики в том, что нарушается принцип справедливости. Как только у одного плательщика появляется возможность платить налог меньше или не платить вовсе, он может сбросить цены на свой товар или услугу. И тогда у его конкурентов не остается другого выхода, как тоже уходить от налогов.
- А как же тогда быть с тем, что у нас для многих предприятий вводят или собираются вводить налоговые льготы?
- Льготы нужно давать точечно. И только тем предприятиям, которые производят реконструкцию производства, привлекают инновационные технологии, способны за счет этого в будущем произвести или больше товара более качественного, создать рабочие места, удержать внутренние рынки и выйти на внешние. Или начинающим предпринимателям предоставить налоговый кредит: налоги учитываются, но остаются на предприятии. Вот такие льготы принесут эффект. А заявления типа «давайте дадим всем заработать», ничего не дадут.
«Маленькая зарплата – сигнал для налогового инспектора»
- В транспорте сейчас крутят ролики о том, как вредны зарплаты в конвертах. Эта проблема сейчас обострилась?
- Да, она начала нарастать в последние годы, потому что росла зарплата в стране и одновременно с этим существовала прогрессивная шкала налога. Получалось, что можно было изъять треть от доходов. К тому же зарплаты в конвертах позволяют нанимателю уменьшить затраты на себестоимость продукции. Ведь 35% от фонда заработной платы идет в фонд социальной защиты населения. А если платить в конвертах, можно уменьшить затраты, продать товар дешевле…
- И как налоговики собираются с этим бороться?
- Уже ввели плоскую шкалу подоходного налога в 12%. Думаю, что это положительно повлияет. Будем и другие мероприятия проводить. Например, проверять предприятия, где зарплата слишком маленькая. Это уже наводит на мысль, что есть доля выплат в конвертах.
- А слишком маленькая - это сколько?
- Ну, чуть больше минимальной (минимальная заработная плата сейчас 227 тысяч рублей. –«КП в Беларуси»). 300 тысяч - это уже сигнал. Но в каждой отрасли, конечно, есть свои критерии.
«Любители поездок в экзотические страны всегда интересны налоговикам»
- У нас в последние годы все больше граждан просят заполнить декларации о доходах и имуществе, чтобы выяснить, откуда деньги на крупные покупки. Это значит, что белорусы богатеют или просто скрывают доходы?
- Скорее, начали богатеть. И это хорошо! Пусть платят налоги и живут спокойно. Есть граждане, которые при невысокой зарплате приобретают дорогие вещи, строят дорогостоящие коттеджи. Признаки внешнего богатства всегда будут интересовать налогового инспектора. Так, за прошлый год было истребовано около трех тысяч деклараций о доходах и имуществе. По ним в бюджет доначислили более трех млрд. рублей налогов. Это в случаях, когда расходы превысили доходы. Все заплатили.
- Кроме машин и коттеджей, что может заинтересовать налоговую?
- Дорогие туристические поездки. На Багамы, например, на курорты Южной Азии, Латинской Америки… Человеку надо было очень много не кушать, чтобы скопить на такую путевку.
- Или очень много работать?
- И такое может быть. Тогда никаких претензий не будет.