В Минске прошла акция, приуроченная 19 годовщине референдума 1996 года. Ее участники почтили память пропавших политиков Юрия Захаренко и Виктора Гончара.
Сотрудники милиции составили административные протоколы на политиков Николая Статкевича, Владимира Некляева, на участников акции Антона Жилко, Станислава Павленковича и Андрея Давидовича за бело-красно-белые флаги, на координатора гражданской компании «Европейская Беларусь» Максима Винярского, на лидера белорусских предпринимателей Алеся Макаева, на правозащитника-наблюдателя Сергея Касперовича, а также на журналистов Дмитрия Галко и Галину Абакунчик.
Комментируя итоги акции, Николай Статкевич сказал «Радыё Свабода», что общее количество протоколов пока неизвестно:
«Они начали составлять протоколы даже на журналистов и правозащитников, которые были одеты в специальные жилеты. Возможно, что милиционеры начали составлять протоколы друг на друга. Поскольку, видимо, была поставлена задача составить как можно больше протоколов. Они решили увеличить количество протоколов, чтобы запугать людей. Поэтому будем следить дальше за судебными процессами. И если будут штрафы, будем искать возможность всем помочь. Возможно, будем объявлять сбор средств. У меня ситуация особенная, имущества у меня нет. Но есть военная пенсия, на которую обычно начинают возлагать штрафы. Но не у всех такая ситуация, и я говорил людям, чтобы они обращались ко мне, - будем им помогать.
Но это, безусловно, не остановит деятельность и активность. Я планирую следующую акцию. Она будет иметь другой формат и, возможно, будет направлена на определенную социальную группу».
Николай Статкевич отметил, что сегодняшняя акция прошла достойно:
«Люди пришли и показали, что они не боятся. Они пришли в те места, которые считаются местами страха. Это власть испугалась, и испугалось почему-то больше всех МВД, которое оградило свое здание сеткой. Чтобы, так сказать, не осквернили сакральное место. Это, пожалуй, можно трактовать как самоунижение. Дом правительства не догадались оградить. Безусловно, страх присутствовал у людей. Это было видно по тому, что значительная часть людей, в том числе те, которые шли впереди с символикой, подойдя к Дому правительства, ушли с акции. Приблизительно треть ушла. Но тем не менее акция прошла в достаточном количестве, чтобы считать, что мы по-настоящему и достойно в стране страха почтили тех, кто боролся за нашу свободу».
Участники провели шествие от ГУМа до зданий МВД и ЦИК, где почтили память исчезнувших оппозиционеров Юрия Захаренко и Виктора Гончара.
«Мы не знаем, где они похоронены, но мы знаем, где они работали. Мы пойдем под окна кабинета, где работал Юрий Захаренко, и зажжем там свечи. Потом мы пойдем к ЦИК», - сказал Николай Статкевич.
По словам политика, еще одна цель акции - «терапия от страха»:
«Как вы помните, 29 октября мы провели акцию возле КГБ, МВД, и Дома правительства - это те здания, которые вызывают у простых белорусов страх. Возможно, люди после сегодняшней акции станут меньше бояться», - сказал Статкевич.
Вход в здание МВД был обнесен строительной металлической оградой, за которой стоял самосвал. Это помешало участникам акции поставить свечи около здания.
Около правого крыла Дома правительства, в котором размещается ЦИК, Некляев заявил, что здесь были сфальсифицированы результаты референдума, в результате чего белорусы «потеряли национальную символику, по существу была отменена демократическая Конституция и заменена на написанную Лукашенко, в соответствии с которой ему было дано право пожизненного правления».
«Иначе как преступлением это не назвать. Мы пришли сюда, чтобы напомнить власти, что мы помним о содеянном ею и что ей все равно придется за это отвечать», - сказал Некляев.
Николай Статкевич отметил, что референдум 1996 года был «консультационным, но Лукашенко все равно продлил себе управление». По мнению политика, это является «особо тяжким преступлением».