Пока Кремль занял выжидательную позицию. Однако спикер российского президента Дмитрий Песков повторил слова Путина о том, что негативные последствия неизбежны.
На лице Владимира Путина была заметна ярость во время подтверждения новости о том, что российский самолет Су-24 все-таки был сбит турецким истребителем F-16, а не выпущенной сирийскими боевиками ракетой земля-воздух, как ранее заявляло Министерство обороны РФ. Когда российский самолет был сбит, он находился на территории Сирии, за километр от границы Турции, отметил Путин.
«Как бы там ни было, наши летчики и наш самолет никак не угрожали Турецкой Республике», - сказал российский президент. По его словам, самолет проводил операцию по борьбе с российскими добровольцами, которые воюют на стороне ИГИЛ, что официально считается главной целью воздушной кампании России в Сирии на протяжении последних двух месяцев. Он также предупредил о «серьезных последствиях», которые будет иметь Турция после подобного «удара в спину».
Если в этой истории что-то и ясно, так это то, что Путин был искренне удивлен безрассудству президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, реализовавшего свои предыдущие угрозы, сделанные россиянам после двух нарушений воздушного пространства Турции в начале октября. Эрдоган настаивает на том, что российский Су-24 неоднократно пролетел над турецкой территорией и проигнорировал 10 предупреждений, прежде чем был сбит. Буквально за несколько дней до этого турецкое правительство выразило протест в связи с тем, что российские авиаудары приходились на регионы, где от них гибли этнические туркмены, а не террористы.
Что касается Путина, то для него это уже третий сбитый российский самолет, ставший очередным напоминанием о непреднамеренных последствиях вооруженного вмешательства.
Первый шок пришелся на июль 2014 года, когда самолет МН17 Малазийских авиалиний был сбит в небе над украинской территорией, оккупированной боевиками при поддержке РФ. Катастрофа привела к гибели 298 человек на борту, что сделало Путина международным изгоем. Вторая трагедия произошла совсем недавно. Российский чартерный рейс с 224 пассажирами потерпел крушение над Египтом. Путин не признавал факта, что катастрофа российского лайнера была вызвана взрывом бомбы на борту, вплоть до терактов 13 ноября в Париже, развеивая любое недовольство внутри страны по поводу сирийской кампании России, и представляя её, как борьбу против международного терроризма.
По социальным медиа ходят ужасающие фотографии мертвых тел российских пилотов. Если эти изображения окажутся подлинными, они могут подтолкнуть Кремль еще глубже втянуться в сирийский конфликт. К вечеру государственные СМИ сообщили, что сирийские боевики сбили российский вертолет, а также убили одного из российских солдат, который участвовал в миссии по спасению катапультировавшихся пилотов сбитого Су-24.
Травма, вызванная роковым вторжением Советского Союза в Афганистан, до сих пор преследует Россию. Если война в Украине должна была стать «гибридной» без публичного признания жертв с российской стороны, то Сирия – путинской версией «Штурма в пустыне», сопровождаемой телерепортажами со взрывами бомб и запуском крылатых ракет.
Причиной для удивления Путина послужил тот факт, что Россия начала рассматривать Эрдогана в качестве ценного партнера. Турция является вторым после Германии крупнейшим рынком сбыта для сибирского газа, за что её предполагалось вознаградить новым газопроводом «Турецкий поток» ввиду испортившихся отношений с Европейским Союзом и Украиной. Кроме того, Россия поставляла Турции 10% всех ее туристов.
Путин признал «региональные интересы» Турции, в придачу с ее скрытой войной против этнических курдов и незаконными закупками нефти у ИГИЛ. Будучи в ярости, президент России оценил продажи нефти боевиками ИГИЛ через Турцию в десятки и сотни миллионов долларов, если не миллиарды.
«Мы всегда считали Турцию не только близким соседом, но и дружественным государством», - сказал Путин. Но вместо того, чтобы после инцидента с российским Су-24 связаться с Кремлем, Эрдоган предпочел обратиться к своим западным союзникам. «Для обсуждения данного инцидента Турция обратилась к своим партнерам по НАТО, как будто мы сбили их самолет, а не наоборот, - раздраженно добавил российский президент. – Чего они хотят? Поставить НАТО на службу ИГИЛ?».
Машина кремлевской пропаганды подхватила этот новый нарратив, даже не поперхнувшись. Во вторник россияне впервые узнали, что их любимая страна для отдыха на самом деле помогает и подстрекает террористов. На студийном мониторе российского «Первого канала» на красном фоне светилась надпись «удар в спину». За две недели до этого Эрдоган с улыбкой приветствовал Путина на саммите G20 в Анталье, напоминал государственный телеканал.
На этот раз в поступке Эрдогана российские СМИ обвинили не американцев: причиной, по которой Турция решила сбить российский самолет, стала попытка сорвать усилия французского президента Франсуа Олланда сформировать широкую международную коалицию по борьбе с ИГИЛ, включая Британию, США и Россию. Так, после встречи с премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном и президентом США Бараком Обамой Олланд планирует посетить и Путина.
«Турки спасают ИГИЛ», - сказал один из экспертов на Первом канале. Еще одна говорящая голова утверждала с экрана, что Турция решила отомстить России за обстрел 15 нефтяных объектов и 525 автоцистерн Исламского государства. Зрителям также напомнили, что Турция поддерживала чеченских повстанцев в их безуспешной войне за независимость от Москвы два десятилетия назад.
Поношение Турции – давняя традиция в России. Задолго до того, как были основаны Соединенные Штаты, российские цари уже мечтали освободить Стамбул - ранее православную столицу Константинополь - и получить контроль над турецкими проливами, соединяющими Черное море с мировыми океанами. Крымский полуостров был лишь одной из множества территорий, которые российские войска завоевали у сокращающейся Османской империи.
Сегодня Кремль занял выжидательную позицию. Спикер российского президента Дмитрий Песков исключил возможность военного ответа. Однако он повторил слова Путина о том, что негативные последствия неизбежны.
Одним из них может быть призыв министра иностранных дел России Сергея Лаврова к россиянам прекратить посещать Турцию «в туристических или любых других целях». Следующая весточка может прийти от Газпрома. На следующий день после того, как Турция в октябре пожаловалась на вторжения российских самолетов в ее воздушное пространство, государственная энергетическая компания приняла решение вдвое сократить мощности «Турецкого потока».
Люсьен Ким, Slate (перевод - «Новое время»)