Сообщения о списании денег со своей карточки Светлана (творческий псевдоним — Гера) стала получать во время поездки в Италию в декабре 2011 года.
Первое SMS пришло вечером. Минчанка тут же стала звонить в банк, но оператор не ответил. Сумма таяла буквально на глазах. Светлана все продолжала звонить в банк. Карточку удалось заблокировать, только когда на ней осталось всего $10,74. Вернуть свои деньги женщина пытается до сих пор, пишет onliner.by.
— У меня карточка «Технобанка». Да, я пользовалась ею за границей, в магазинах и кафе. Но в банкоматах снимала деньги всего лишь пять раз. Вообще, копила на квартиру. Я одна воспитываю сына, и мы мечтали переехать, — рассказывает Светлана. — Когда накопилась крупная сумма, где-то за два или три месяца до поездки в Италию, я перестала вообще пользоваться этой карточкой.
Как я поняла из сообщений, которые мне приходили, деньги списывались в Чикаго. Но в Чикаго я никогда не была! Более того, я строго следовала правилам, которые прописаны в договоре. Никому не передавала данные своей карты. Ни PIN, ни другие сведения. В интернете я этой картой не пользовалась тоже. В общем, старалась быть максимально осторожной.
По словам минчанки, сразу же после того, как она получила первое сообщение, стала дозваниваться в «Технобанк», чтобы заблокировать карт-счет, как того требует договор. С первого, второго, третьего раза она так и не дозвонилась. Почему-то никто не брал трубку. Она попросила брата тоже попытаться дозвониться до банка. Но карточку заблокировали только в тот момент, когда на счету осталось чуть больше $10.
После приезда в Минск Светлана сразу пошла в «Технобанк» писать заявление на возврат денег. Параллельно обратилась и в милицию. «Технобанк» вернул минчанке только $1,3 тысячи, которые не списали банки-эквайеры.
— Операции были совершены с использованием PIN, запрошенные денежные средства выданы в полном объеме, излишков и недостач в банкоматах не обнаружено, — ответил банк в письме Светлане еще в 2012 году.
— Странно, что банк не обращает внимания на то, что PIN был известен помимо меня еще и преступнику, который украл мои деньги! — возмущается минчанка. — Может, где-то в банкомате стоял скиммер. А может быть, эта пропажа как-то связана с тем случаем, когда бывший сотрудник «Белвнешэкономбанка» перевел 270 миллионов со счетов клиентов самого банка и его партнеров на подставные счета. А «Технобанк» — партнер этого банка. Поэтому я уже не доверяю этим банкам в вопросе честности работников процессингового центра и в вопросах надежности системы безопасности.
В следующих письмах банк аргументировал свою позицию тем, что клиентка якобы нарушила правила пользования карточкой, прописанные в договоре.
— В момент открытия карт-счета вами были полностью отменены все лимиты (ограничения) по расходованию наличных денежных средств банковской платежной карточки. Тем самым вы осознанно отказались от предлагаемых банком мер безопасности, — объясняет ситуацию в новом официальном письме банк.
— Но я не устанавливала никаких лимитов изначально, потому что сумма на карточке была незначительной, — рассказывает Светлана. — Да и установка лимитов — это рекомендация, но не обязанность клиента.
— И последний аргумент, который меня возмутил. «Технобанк» заявил, что я несвоевременно сообщила о том, что у меня стали пропадать деньги, — эмоционально рассказывает Светлана. — Но я же звонила постоянно, но не дозванивалась! Это потом мне удалось узнать, что в выходные дни и после окончания рабочего дня «Технобанк», как и несколько других банков, обслуживает процессинговый центр «Белвнешэкономбанка». И на тот момент, когда я звонила, в центре был один канал связи на всех клиентов.
Даже обычному человеку понятно, что на один телефон дозвониться нереально. А если бы клиент банка в момент несанкционированного списания средств с карточки летел в самолете или хищение денег происходило ночью, когда люди спят и выключают телефон? И вообще, кто сказал, что держатель карточки обязан постоянно держать телефон в руках?
Светлана обратилась в суд Фрунзенского района Минска. Суд посчитал, что банк нарушил права потребителей и постановил — деньги вернуть. Но «Технобанк» подал кассационную жалобу, и Минский городской суд отменил предыдущее решение.
— Минский городской суд почему-то стал на сторону банка, — удивляется женщина. — Там посчитали, что я сама несу полную ответственность за свою карточку.
Минчанка снова обратилась в «Технобанк». И тут банк предложил «мировую».
— Схема была такая: они мне выплачивают 3 тысячи долларов, и на этом их обязательства считаются исполненными, — говорит Светлана. — Я не стала подписывать соглашение.
Светлана довольно долго переписывалась с банком, но ни на какие аргументы тот не реагировал. В итоге дождалась введения принципа «нулевой ответственности» и снова пошла в банк. Но ответ был прежним: денег вернуть не можем. Объяснили это тем, что «принцип нулевой ответственности» стал обязательным с августа нынешнего года, когда вступило в силу постановление Нацбанка. Это постановление не распространяется на списания денежных средств, которое произошло до августа нынешнего года.
— У меня осталась последняя инстанция — Верховный Суд, — считает женщина. — И я собираюсь подавать иск туда.