Что такое политтехнологи третьего поколения и что с ними делать рассказал в своем выступлении философ и методолог, глава Рады Международного консорциума "ЕвроБеларусь" Владимир Мацкевич. Он пояснил, что политтехнологии третьего поколения еще требуют изучения, так как будучи используемы практически, они еще толком не описаны и не изучены теоретически. На днях этому явлению дала весьма емкое определение аналитик Центра европейской трансформации Оксана Шелест. По ее словам, политтехнологии третьего поколения – это технологии манипуляции общественным сознанием и общественным поведением, которые позволяют в постсоветских странах – в первую очередь, в Беларуси и России – имитировать демократический процесс без допущения тех рисков, к которым демократический процесс может привести. Именно о них и шла речь в выступлении Владимира Мацкевича. Он, в частности, отметил, что передовые военные технологии далеко не всегда находятся в руках тех стран, которые занимают лидирующие позиции по социально-экономическому развитию. В результате вооружение может оказаться в руках варваров. Также обстоит дело и с политтехнологиями.
Как отметил Владимир Мацкевич, на Западе привыкли говорить, что Беларусь – первая диктатура в Европе. "Но давайте ее рассмотрим как первую диктатуру XXI века. И тогда следует обратить внимание на ее технологии", - полагает философ и методолог.
Но как на такие политтехнологи реагировать? В новой системе европейской безопасности, по словам Владимира Мацкевича, по идее, должен бы был поставлен блок на подобные технологии. Но докладчик признал, что запретами остановить технологическое развитие невозможно. Подобные технологии можно победить лишь более современными технологиями. Поэтому, по мнению Владимира Мацкевича, сегодня от политических технологий третьего поколения, необходимо переходить к человекосберегающим технологиям.
В конференции, помимо представителей Беларуси, также приняли участие эксперты из Армении, Литвы, России и Украины, которые поделились своими взглядами на процессы, проходящие в авторитарных системах на постсоветском пространстве.