Молодой китайский паренек Минг Чанг специально создал аккаунт «ВКонтакте», чтобы помочь своему 71-летнему дяде разыскать подругу молодости.
CityDog.by рассказывает прекрасную историю.
Минг Чанг живет в Шанхае, работает в российском агентстве, которое помогает китайским студентам поехать на учебу в Россию. Но с недавнего времени Минг помогает необычному клиенту — своему дяде. Да и просьба у дяди Цао очень нестандартная.
Муза, которая живет за тысячу километров
— Моему дяде Цао Мин-Чжуну уже 71 год, но он все еще не теряет надежды найти белорусскую девушку Инну Щедрову, — рассказывает Минг Чанг. — С ней он переписывался больше полувека назад, когда учился в университете. Разыскивать он ее стал с недавнего времени, и я не могу спокойно смотреть, как он тщетно старается найти хоть какую-то зацепку. Поэтому и решил сделать все, что в моих силах, чтобы дядя снова мог написать Инне или встретиться с ней. Для Цао Мин-Чжуна Инна стала отдушиной во время учебы. Именно она постоянно подвигала его на новые успехи, вдохновляла и поддерживала.
В 1961 году Цао учился в университете науки и технологий в Пекине. В те годы Советский Союз и Китай были в хороших отношениях. Дабы связь между государствами развивалась и на «человеческом» уровне, власти всячески поддерживали переписку между своими гражданами. Кроме того, это было хорошей возможностью для того, чтобы китайцы узнавали об СССР и учили русский язык.
Тогда-то Цао и познакомился с белоруской Инной Щедровой: его однокурсник дал адрес девушки, представил ее – так ребята начали писать друг другу.
– Инне тогда было 19 лет, – продолжает историю Минг Чанг. – Она прислала дяде свою фотографию. На ней она такая таинственно прекрасная. Мой дядя всегда считал, что его «советская подруга» – настоящая красавица. В письмах Инна писала дяде, что учится в колледже в Смоленске, а на каникулы возвращается в свой родной город – Минск. Там жили ее родители, они работали в колхозе, а сама Инна постоянно помогала им по хозяйству. Инна немного рассказывала про свою сестру, которая работала в Эстонии на угольной шахте. Она упоминала и о других братьях и сестрах, но подробнее про них не рассказывала.
Тут нужно внести небольшое уточнение: судя по письму, Инна вместе с другими студентами училища на два месяца уезжала «на картошку» в один из подшефных колхозов, чтобы по старой советской традиции «спасти урожай».
Инна показалась Цао Мин-Чжун интересной, доброй и отзывчивой и, что главное, - полной энтузиазма. Они говорили о жизни, семье, учебе, происходящих в их странах событиях. Инна отправляла Цао множество открыток, молодые люди обменялись фотографиями. В письмах девушка называет себя «советской подругой» и рассказывает, что она большая поклонница Юрия Гагарина.
– Она постоянно писала о том, чем жила советская молодежь: о праздниках, собраниях, своих повседневных делах, - передает воспоминания дяди Минг Чанг. – Но главное, она помогала дяде совершенствовать язык – исправляла ошибки, объясняла сложные и непонятные слова. Дядя постоянно просил Инну писать подробнее и больше, никак не мог насытиться этими редкими, но долгожданными письмами. Ждать иногда приходилось подолгу, между каждым новым разговором проходили недели, а иногда и месяцы.
Инна оказалась очень отзывчивым другом по переписке: когда Цао рассказал о своем трудном материальном положении, она стала высылать ему книги по химии для учебы. Цао было понятно, что Инна тоже не может себе позволить многого: книги были старыми и иногда потрепанными. Но желание помочь сильно впечатлило китайского студента.
– Инна прислала очень много книг по химии, – рассказывает Минг Чанг. – Все они были на русском языке, поэтому дяде было очень тяжело с ними разобраться. Но важнее было то, что Инна искренне хотела помочь, не жалела денег на пересылку книг в Китай, постоянно отыскивала новую литературу.
Конец дружбы народов
До 1962 года Цао и Инна продолжали регулярно переписываться. Но к середине 1962 года писать письма в Советский Союз запретили – отношения между странами тогда обострились. Студентам пришлось перестать общаться: последнее письмо Инна написала Цао 8 февраля 1963 года.
– Запрет ввели внезапно, дядя даже не успел предупредить Инну о том, что больше не сможет написать ей, – объясняет Минг Чанг. – Последнее письмо от нее такое рядовое, как будто им предстояли еще долгие годы общения, и спешить было некуда. Дядя очень переживал, что Инна ждет ответного письма и думает, что он забыл про нее. Но поделать с этим ничего было нельзя – это было бы серьезным нарушением и, возможно, даже преступлением.
После учебы Цао работал инженером в Шанхае, женился и завел собственную семью. Но все эти годы подруга по переписке оставалась в его сердце. Как связаться с Инной, Цао не знал.
В 1988 году взаимоотношения Советского Союза и Китая снова потеплели. Тогда Цао первым делом попробовал отыскать подругу. Но ничего не вышло. Прежний адрес Инны был по месту учебы, а колледж девушка, разумеется, давно закончила.
Племянник рассказывает, что Цао добросовестно и тяжело трудился, заработал множество наград и благодарностей. Из-за постоянной занятости он стал понемногу забывать о поисках Инны, хоть и всегда помнил о ней. В 2007 году Цао приехал по работе в Москву и сразу же направился в посольство в надежде, что там ему помогут вновь найти контакты Инны. Но так как кроме имени и фамилии он больше ничего не знал, помочь ему не смогли. В конце концов, он сдался.
В 2015 году Цао вышел на пенсию: теперь, по его признанию, у него достаточно свободного времени, чтобы полностью посвятить его поискам «советской подруги».
Как найти ее
– Инне сейчас должно быть около 70 лет, она уже совсем другой человек. Дядя попросил меня помочь с ее поисками, и я делаю все, что могу. Писал многим людям, обращался к минчанам, но ответов не получал. Я знал, что найти Инну спустя 53 года после последнего письма будет непростой задачей. Но я рассчитываю на отзывчивость белорусов, на их умение сопереживать и помогать. Общаясь с людьми из Минска, я понял, что там живут очень добрые люди, небезразличные, с открытыми сердцами. Я уверен, что поиски Инны – это дело времени. Мне и дяде обязательно помогут, – оптимистично заключает Минг Чанг.
Со своей стороны редакция CityDog.by направила запрос в минский архив и сейчас ждет ответа. Но если вы, наши читатели, обладаете какой-либо информацией об Инне Щедровой или ее родственниках и знакомых, помогите Минг Чангу. Письма можете писать напрямую Минг Чангу и его дяде «Вконтакте».