Сельчане не исключают возможности обращения в Организацию Объединенных Наций.
Поселок Барвин находится на берегу Западной Двины в 8 километрах от Витебска. Уже несколько месяцев жители деревни защищают свои дома от сноса, пишет «Народная воля».
Дело в том, что недалеко от деревни сейчас идет строительство гидроэлектростанции. После возведения плотины уровень воды в Двине поднимется, а жилые дома на берегу реки окажутся в зоне затопления. Витебские власти уверены, что такое соседство опасно для барвинцев. Деревня оказалась под угрозой сноса.
Правда, местные жители считают, что их домам не грозит затопление и строительству ГЭС земельные участки не мешают. С решением о ликвидации деревни они категорически не согласны и не намерены покидать свои дома.
С чего все начиналось?
Деревне Барвин-Перевоз 400 лет. Во время войны она была полностью сожжена немцами. Деды и отцы сегодняшних жителей собственными силами восстанавливали дома.
На машине из Витебска до деревни меньше получаса езды. Дом в Барвине Сергею Сергиенко достался по наследству от отца. На местном кладбище похоронены все его предки.
– Я родился в этой деревне, – рассказывает Сергей Сергиенко по дороге из Витебска в Барвин. – Мой отец вместе с соседом вручную вкапывали столбы и тянули провода до ближайшей электролинии. Свет в деревню сами проводили. Хоть потом мы в город переехали, о деревне не забывали и часто приезжали.
Решение о строительстве Витебской гидроэлектростанции было подписано в 2009 году тогдашним председателем облисполкома Александром Косинцем. По словам Сергея Сергиенко, все эти годы даже речи не было о сносе деревни. Жители продолжали обустраивать свои дома, делать покупки и вкладывать немалые деньги в ремонтные работы.
– Я за это время построил новый забор из металлопрофиля, – рассказывает Сергей Иванович. – Отремонтировал дом изнутри: пробурил скважину и провел воду, поставил душевую кабину, унитаз с местной канализацией, перестелил полы... Потратил на все немало труда и средств!
Некоторые барвинцы проводят в деревне отпуск или выходные, но есть и те, кто живет здесь постоянно. Новость о сносе прозвучала для местных как гром среди ясного неба. Сейчас в Барвине 24 жилых дома, которые в ближайшем будущем могут сровнять с землей.
Снос не для всех
Рядом с деревней находится садовое товарищество «Барвин», известное в народе как витебская Рублевка. Дома здесь принадлежат чиновникам, бизнесменам, родственникам крупных начальников. Деревня и садовое товарищество находятся на одном берегу Западной Двины в шаговой доступности друг от друга. Правда, речи о сносе витебской Рублевки нет, наоборот, рабочие подняли и усыпали берег щебнем.
– По проекту под снос попадают постройки, находящиеся ниже 139,2 метра над уровнем Балтийского моря, – объясняет Сергей Сергиенко и показывает документацию. – Мы пригласили независимых экспертов, которые провели исследование территории. Наши дома находятся выше отметки 139,5 метра. То есть сносить нас нет никакой необходимости!
К разговору присоединяется житель деревни Барвин Андрей, который также защищает свой дом.
– Чиновники нас не слышат, – говорит барвинец. – Наши аргументы и доводы никому не интересны. Компенсации, которые предлагают, вызывают улыбку. Дают 12–14 тысяч долларов! Раньше здесь земля столько стоила.
– Какое жилье предлагают взамен? – поинтересовались журналисты.
– Это тоже интересный вопрос, – говорит Андрей. – Чиновники предлагают дома в Витебском районе! То есть в какой-то другой деревне в 30–40 километрах от города. В Барвине похоронены мои родители, здесь прошло мое детство. Я должен все уступить только потому, что кому-то понравился мой кусок земли?
Сергей и Андрей показывают документы, которые накопились за несколько последних месяцев. Некоторые из них вызывают удивление. Еще в мае этого года Витебский исполком сообщил, что «земельный участок в деревне Барвин поступил во временное пользование на период строительства». Такие письма получили все жители деревни. А спустя несколько недель барвинцы узнали, что дренаж и укрепление берега Двины сделают только на территории садового товарищества. А их дома подлежат сносу.
Барвинцы уверены – необходимости сноса деревни нет. На работу гидроэлектростанции скромная деревня на берегу Двины никак не повлияет. ГЭС, строительство которой планируют завершить в 2017 году, расположена в трех километрах от деревни.
– На общественных слушаниях нас пугали затоплением, – говорит Сергей Сергиенко. – Мол, от бобров спасу не будет, комары замучают. С этим мы уже как-нибудь справимся.
От Витебска до ООН
Бумажные войны жителей Барвина с власть имущими результата не дали. Люди обращались в с просьбой к Лукашенко вмешаться в сложившуюся ситуацию. Письма барвинцев в Минск перенаправлялись в Витебский облисполком. Сельчане предполагают, что это не случайно.
– Наши письма возвращаются обратно в Витебск, – говорит Сергей Сергиенко. – До Лукашенко они не доходят. Проект строительства ГЭС в 2009 году подписал тогдашний мэр Витебска Александр Косинец. Сейчас он – глава Администрации…
По мнению барвинцев, идет полномасштабное «отжатие» земельных участков под Витебском.
С местными жителями идем по деревне. На столбах висят объявления о покупке жилых домов. Натыкаемся на предупреждение о ремонтных работах электрических сетей. Зачем ремонтировать электросети в поселке, который идет под снос?
– Мы интересовались у рабочих, – в один голос отвечают местные. – Те только плечами пожали, мол, про ликвидацию ничего не слышали. Лишнее доказательство того, что нас попросту хотят отсюда выселить!
На уровне местного райисполкома решение уже принято – деревня идет под снос. В октябре жителей Барвина документально известили, что «земельные участки изымаются для государственных нужд». Хотя на территории деревни появление новых объектов не планируется. Местные власти снос домов объясняют спасением жителей Барвин от затопления.
– Мы спрашивали у чиновников в исполкоме и в «Витебскэнерго», что будет строиться на месте деревни, – говорит Андрей. – Ответа не дали! Потом сказали, что здесь будет пляж и луговая трава.
С решением Витебского райисполкома барвинцы не согласились и опускать руки не намерены. Принимать копеечные компенсации также отказались. Жильцы всех 24 домов поставили свои подписи под коллективным обращением в суд. Сейчас барвинцы в ожидании судебных разбирательств.
– Сколько стоит моя родина? – задается вопросом Сергей Сергиенко. – Это в XXI веке такое происходит! Сегодня заберут дом в деревне, потом в городскую квартиру придут… Поймите, здесь дело не в деньгах! И вопрос компенсации нас не интересует.
По словам барвинцев, если справедливости не удастся добиться в суде Витебска, местные жители намерены искать защиту в Минске. Также сельчане не исключают возможности обращения в Организацию Объединенных Наций.