30-летний Андрей Соломахо — уникальный для Минска индивидуальный предприниматель.
Полгода назад он поставил в тупик налоговую, когда объявил, что хочет официально заниматься деятельностью, которой нет ни в одном документе, — прокатом змей для фотосессий. Несколько месяцев бюрократических проволочек — и Андрей стал первым минчанином, который получил разрешение на такой нестандартный бизнес. Onliner.by побывал в гостях у семьи, которая считает, что домашний удав — это обычное дело: «Как кошку или собаку завести».
— Когда я получил образование, то пошел работать по стопам матери: собирал телевизоры и DVD-проигрыватели на заводе «Горизонт». Это была серая жизнь. Одна рабочая смена за другой… Да и зарплата не вдохновляла. Через несколько лет я уволился, ушел в частную фирму. Но и там не нашел желаемого, хотя проработал долгое время. Меня не устраивала такая система: вставать в определенное время, обедать по расписанию, жить по расписанию… Я решил, что не хочу до старости ходить на конвейер. Пришло время что-то менять. Так у меня появилась первая змея — королевский питон. Его я привез из Питера, он стоил $100, — увлеченно рассказывает Андрей.
Жена Вера и пятилетняя дочь Диана все это время сидят рядышком. Женщины Андрея совсем не боятся увесистых удавов, которые, никак не отреагировав на появление гостей, равнодушно греются в своих террариумах. Двенадцать змей занимают центральную часть единственной комнаты, которую Андрей, Вера и их дочь делят с рептилиями.
Сумасбродство? Погоня за экзотикой? Такие вопросы вы можете задавать себе, пока не услышите, как Андрей говорит о змеях: вдохновленно, с любовью, с глубоким знанием дела. Очевидно, что редкое для белорусских широт увлечение — это не праздное стремление быть оригинальным, а настоящее герпетологическое призвание.
— Сколько себя помню, мне были интересны змеи. Когда еще был совсем мальчиком, в деревне радостно тягал домой гадюк. Я не хотел пугать взрослых, нет. Змеи были моими друзьями, они вызывали у меня восхищение. Так что мои нынешние питомцы — это не внезапный порыв. Завести себе питона я захотел еще 10—15 лет назад. Но тогда в Беларуси не было ни оборудования, ни экспертного сообщества. Два года назад, когда у меня появилась первая змея, я думал, что буду чуть ли не единственным таким в Минске. А оказалось, что владельцев змей в городе тысячи. В той же Германии или США рептилии вообще входят в тройку самых популярных домашних животных. Для нас это еще немного в диковинку, а за рубежом змея воспринимается как котик или собачка, особенного удивления не вызывает, — объясняет предприниматель.
Андрей с вдохновением знакомит меня со своими питомцами: ласковой Нюшей, некоммуникабельным Лордом и робким удавом Прохором весом четыре килограмма. Прохора кладут мне на колени, и у меня, к моему стыду, не получается изображать радость встречи.
— Ну что вы! Он сейчас боится даже больше, чем вы, — убеждает Андрей. — Прохор напоминает мне такой тип человека: большой, сильный, а внутри очень робкий, боязливый. Он даже крысу неохотно душит и проглатывает. Пугливый характер!
Крысы, между прочим, — это основной рацион удавов и питонов, которые живут у Андрея. Иногда он угощает их мышками. А вот хомячки не годятся: слишком жирные. Продвинутые змееводы со стажем сами разводят крыс и хладнокровно убивают их, чтобы покормить рептилий. Андрей же предпочитает покупать замороженные тушки.
— Взрослого удава достаточно кормить одной средней крысой раз в три недели. Одна тушка стоит 15—25 тыс. рублей, мышка — до 20 тыс. Замороженную крысу нужно разморозить в воде и подавать удаву теплой, — объясняет тонкости кормления глава семейства. — Безусловно, дешевле разводить крыс самому. Но каждый раз хладнокровно ломать им шеи… Нет, мы так не можем.
Владелец змей любит наблюдать за своими питомцами, изучать их характеры, настроение, эмоции. Он убежден, что данные биологов, мол, змеи глупые и у них нет памяти, не соответствуют действительности.
— Когда муж впервые принес в дом змею, мне было боязно, хотя мы и обсуждали этот вопрос, уже решили, что питон станет подарком Андрею на день рождения… — признается 26-летняя Вера. — А потом я как-то привыкла. Особенно когда появилась Нюша. Она ко мне очень привязана. Один раз после долгой разлуки ластилась мне по щекам, прямо как кошка.
Так была получена поддержка жены. Андрей решил, что с работой «на дядю» пора заканчивать. И решительно начал увеличивать количество шипящих обитателей в квартире. Сейчас его девиз звучит так: не бывает много змей, бывает мало места.
— Десять лет подряд мы с женой откладывали деньги на квартиру. Но в какой-то момент поняли, что собирать нам такими темпами придется бесконечно. Тогда я решил эти деньги вложить в змей. К тому же, насколько я знал, официально никто в Минске не сдавал змей в прокат для фотосессий. То есть конкурентов не было. Поэтому я ушел с работы, оформил ИП, открыл сайт и сейчас пробую серьезно заниматься этим делом. Ко мне обращаются в основном модели и фотографы. Иногда пишут танцовщицы: им нужны змеи для эротических номеров, — объясняет нюансы бизнеса Андрей.
Хотя открыть ИП для сдачи змей в аренду было делом нелегким, теперь у Андрея есть полный пакет документов — даже паспорт (!) на каждую змею. Пять процентов прибыли от своего дохода предприниматель платит государству. Пока что вложения в бизнес не окупились (террариум с системой подогрева — недешевое удовольствие, да и стоимость каждой змеи колеблется от $300 до $1000), но Андрей полон оптимизма. Он собирается выйти на новый уровень — разводить змей. Скоро ему доставят первый инкубатор, и он своими глазами увидит, что такое кладка яиц у питонов. А вот удавы — существа живородящие. Яиц они не откладывают, а производят на свет не меньше двадцати змеек за раз.
— Сейчас у моих морфов редкого окраса брачный период. Я надеюсь, что спаривание удастся, самка отложит 7—8 яиц, и несколько детей унаследуют редкий белый цвет отца. Тогда каждого детеныша-самца можно будет продать по $1000 для разведения, — рассуждает Андрей. — Да, наше с женой дело пока не раскручено. Но я верю, что через год о нас заговорят! В конце концов, известные на все СНГ минские террариумисты Сергей и Раиса Прохорчики когда-то начинали с того, что ютились на раскладушке, чтобы хватило места всем питомцам.
Рассуждения Андрея нельзя назвать наивными. Перед нами правда человека, который имеет смелость отказаться от серой жизни. Его приключения только начинаются.