«Внеплановый» и краткосрочный визит президента Азербайджана в Минск аналитики разных стран сопроводили интригой.
Не для того ли Ильхам Алиев, уважающий Турцию, летит к Лукашенко, чтобы посоветоваться, как помирить Москву и Анкару?
Масла в огонь миротворческих ожиданий добавил госсекретарь «союзного государства» Беларуси и России Григорий Рапота, передает BBC.
«Беларусь уже обозначила себя в качестве площадки для переговоров по вопросам диалога России, Украины и Западной Европы. Это говорит о том, что Беларусь может быть удобной площадкой для любого рода диалогов, направленных на стабилизацию и установление мира, в том числе для переговоров по ситуации на Ближнем Востоке», — сказал Рапота в пятницу в Минске.
Самолет с президентом Азербайджана в момент этого высказывания еще, вероятно, не вылетел из Баку.
Эксперты в Минске, в преддверии визита, уже множили догадки, неспроста ли белорусский МИД участников инцидента со сбитым турками российским Су-24 обозначил характеристиками «братская для нас Россия и дружественная Турция»?
Поздним вечером в пятницу в Национальном аэропорту «Минск» Ильхама Алиева встретили девушки с традиционным караваем. Ранним утром в субботу — еще не потухли ночные фонари! – азербайджанский лидер традиционно возложил венок на минской Площади Победы.
«Мир сошел с ума»
Главный белорусский телеканал непривычно для зрителей в прямом эфире транслировал в субботу встречу Алиева президентом Лукашенко у минского Дворца Независимости. Гимны двух стран, рота почетного караула, протокольное фотографирование.
Дальше, в таком же протокольном ключе, — отчеты о межгосударственных договоренностях, от сотрудничества в военно-промышленной сфере до готовности Беларуси поставлять Азербайджану «недорогие, но надежные автобусы МАЗ» и поезда, выпускаемые под Минском, для «организации движения скоростного городского рельсового транспорта между центром Баку и его пригородами, в том числе с аэропортом имени Гейдара Алиева».
Международная повестка дня свелась публично только к реплике Лукашенко: «Мир сошел с ума. Вы видите, что происходит. И в этом бурном, непредсказуемом мире нам сегодня жить, точнее даже выживать, и мы должны держаться друг друга для того, чтобы противостоять тем угрозам, которые сегодня существуют в мире».
Неоправданные надежды
«Все миротворческие надежды надуманны и спровоцированы, в частности «престарелым генералом Рапотой, госсекретарем «союзного государства» — государства, которое не является субъектом международного права», - категорично заявляет минский аналитик Роман Яковлевский.
Политаналитик «Белорусских новостей» Александр Класковский допускает: «Баку был бы не против выступить посредником между Анкарой и Москвой, и какие-то заявления по этому поводу — кажется, от заместителя премьер-министра Турции — по этому поводу звучали. Лукашенко тоже не против умножить свои лавры миротворца, полученные на почве российско-украинского конфликта».
«Но, я думаю, сегодня и Баку, и Минск думают, как бы поменьше пострадать от этого неожиданного конфликта между Москвой и Анкарой», — замечает аналитик.
«Если Москва и Анкара пойдут на примирение, то здесь главным фактором будет политическая воля этих двух сторон, - полагает Класковский. — А пока нет политической воли, ни Лукашенко, ни Алиев не помогут, а если политическая воля возобладает между Москвой и Анкарой, то посредничество ни к чему. Я не думаю, что собеседники нынче строили какие-то наполеоновские планы, в духе того, что, как в Минске в нормандском формате усадили Путина за стол переговоров, так усадим Путина с Эрдоганом. Нет».
Впрочем, по мнению аналитика, реакция соседей по постсоветскому пространству на конфликт Москвы с Анкарой должна если не отрезвить, то насторожить Кремль.
«В конфликте с Турцией Москва оказалась фактически в изоляции, никто ее не поддержал из союзников публично и очевидно. Ведь Анкару все-таки поддержало НАТО – хотя и для НАТО это [ситуация со сбитым российским военным самолетом – ред.] неприятный инцидент. А вот из постсоветских стран, в том числе союзников по ОДКБ, по Евразийскому экономическому союзу – или промолчали, или обтекаемо высказались в духе «мир, дружба, жвачка», — замечает Класковский.
Финансовая помощь
К концу короткого переговорного дня прогнозы аналитиков в Минске сошлись к насущному: Беларуси нужна финансовая помощь, Азербайджан может таковую предоставить.
Вспомнили, как в 2010, в разгар газового конфликта с Россией, именно Алиев дал Лукашенко в долг 200 миллионов долларов, чтобы покрыть долги Москве.
Президент Беларуси при нынешней встрече также напомнил об этой поддержке.
«Мы помним, когда в трудное время вы подставили нам плечо, не оглядываясь притом. И когда-нибудь можно в нюансах это все рассказать, как можно решать вопросы дружески в течение нескольких дней, в том числе и с большими финансами», — сказал, поблагодарив, Лукашенко.
Но реляции о достигнутых в Минске договоренностях умножить взаимную выгоду девальвируются данными статистики: всего 330 миллионов долларов торгового оборота Беларуси с Азербайджаном по итогам прошлого, 2014 года, несмотря на практически ежегодные обещания руководства стран «умножить и нарастить».
«За все годы активного сотрудничества, которое началось чуть больше 10 лет назад, мы, думаю, уже достаточно друг друга испытали в разных ситуациях — на прочность, надежность. И никогда друг друга не подводили», — заметил нынче в Минске Ильхам Алиев, пообещав, что после нынешнего визита двусторонние отношения будут развиваться еще быстрее.
Троллейбусный прогноз
«Так для чего приезжал?», — обсуждали пассажиры троллейбуса, притормозившего на пути к минскому вокзалу из-за президентского эскорта.
Даже те, кто рисковал опоздать на поезд, пускались в рассуждения о геополитике: мол, Азербайджан — это близко к Турции, а Минск — это союзник Москвы.
Когда троллейбус наконец тронулся, я смогла выслушать Романа Яковлевского: в день, когда Алиев находился в Минске, утверждает он, Азербайджан привел в повышенную готовность свои силы ПВО и летчиков.
«Такое совпадение — почему? Беларусь и Армения — члены ОДКБ, Азербайджан с Арменией «на штыках». Почему такое в отсутствие в Баку главнокомандующего Азербайджана Алиева?», — вопрошает по телефону Роман Яковлевский.