Бывший белорусский активист Майдана - о страхе, деньгах, цели жизни, политических партиях и КГБ.
Гродненец Денис поехал на в Киев, когда в сети появились фото избитой «условно неизвестными» активистки Татьяны Черновол. Не смог усядець в кресле у компьютера. Уже потом был месяц среди дыма и копоти, отравление газом, седые волосы, передает «Белсат».
«Будущее не за партиями»
Когда Россия аннексировала Крым, а на Донбассе началась война, вновь встал вопрос: что делать? Так Ивашин стал волонтером, опять не уседев на месте – присоединился к волонтерской инициативе «Гуманитарный маршрут Беларусь-АТО», которым руководит Андрей Стрижак.
- С Андреем Стрижаком мы познакомились в феврале 2015-го, когда шел сбор средств на памятник Михаилу Жизневский, - сказал он. - Он мой побратим по Майдану, поэтому я не мог остаться в стороне.
Андрей как раз из Гомеля, возле которого находится деревня Знамя Труда, где похоронен Михаил, поэтому неформально он координировал этот сбор средств. Уже позже, весной, он пригласил присоединиться к сбору средств на первый реанимобиль для госпиталя имени Пирогова (сейчас белорусы уже приобрели три!), и все как-то закрутилось само собой.
Деньги сначала я по большей части собирал среди своих старых друзей, которых знал по БНФ и «Молодому фронту». Обращался к журналистам, активистам общественных организаций. Ясно, что во время кризиса никто много не даст: там 10 долларов, там – 20… но что-то выходило! Несколько сознательных бизнесменов хорошо так помогли, я запомнил. А вот от политических партий централизованно никто ничего не дал – зеро. Только отдельные активисты из своего кармана. Будущее не за партиями, а за волонтерами и общественными активистами, я считаю. Ведь партии в сегодняшнем виде – это рудимент нулевых годов, уже устаревший. В Беларуси нужно полное переформатирование политического поля. Сам я от БНФ отошел лет 10 назад…
Очень хорошо помню, как было на Майдане: основную работу делали общественные активисты, волонтеры, люди с улицы, тем временем, как политики очень хотели все контролировать – … но не получилось! Поэтому, когда в Беларуси вдруг что-то закрутится, я против того, чтобы туда присоединять партии. Это доказал киевский Майдан.
«Мы не шпионы»
- InformNapalm – инициатива, которой сейчас занимаюсь плотнее всего, - говорит Денис Ивашин. - Это международное волонтерское сообщество, которое занимается сбором и продвижением информации об участии России в агрессии против Украины. Среди ее создателей – украинцы, грузины, белорусы, инсайдеры на оккупированных территориях. Я сейчас фактически координатор по Беларуси. Мы не шпионы, работаем исключительно с открытыми источниками информации – социальные сети, форумы – на которых можно найти информацию о российских военных. Например, на форумах сидят мамы этих вояк, а «ВКонтакте» – сами бойцы выставляют свои фото с позиций и лагерей подготовки. Главная война сейчас – информационная, таким образом я вношу свой вклад.
Беларусь сейчас имеет все признаки протектората России. Один из самых громких на нашем сайте как раз касался того, что в высшем военном руководстве Беларуси около 60 потенциальных агентов России! Поэтому России здесь и нет нужды держать большой контингент – его роль исполняет белорусский корпус. При надобности, Лукашенко напрямую отодвинут от власти, а за руль станет кто-то из генералитета…
Волонтер и КГБ
- Проблемы с КГБ за это время у меня были только однажды. Мне позвонил майор Павел Славута, кажется так, и настойчиво приглашал на беседу, - рассказывает волонтер. - Говорил, что повестку может хоть сейчас привезти. Я говорю: не вопрос, но присылайте почтой, и чтобы там было указано – в связи с чем вызывают, в качестве кого… Про этот случай я сообщил журналистам, как мог распространил информацию среди друзей. Понятно, что после этого никто мне ничего не прислал. Молчок!
Страх и «списки Жадобина»
- Поддержка близких – это очень важно, безусловно, - говорит он. - Но я считаю, что даже если бы не поддерживали – ничего это в корне не изменило во мне. Без разницы. Делай, что должен и пусть будет, что будет. Мой принцип: вера + действие.
Страх?..
- Я и так по всем спискам оппозиционеров прохожу как минимум с 2006 года (помните, «списки Жадобина»?), - сказал он. - Поэтому, даже если ты будешь сидеть как мышь под метлой – в момент «Х» за тобой могут прийти. А ждать спокойно, пока «завезут в лесополосу», я не собираюсь. Нашу Беларусь без боя не отдадим, по крайней мере, мы постараемся навредить врагу как можно больше.
Ну и Майдан, видимо, повлиял. Есть такие моменты в жизни, когда словно сам с собой знакомишься. Внутреннее очищение происходит. Поэтому и нет страха. Ты живешь с целью – железобетонной. Она нивелирует страх.