«Таврыства беларускай мовы» готово организовать перевод книг Светланы Алексиевич на белорусский язык для включения их в школьную программу.
Как отнеслись к такой идее министерские чиновники, в интервью «Радыё Свабода» рассказал председатель ТБМ Олег Трусов.
- Вы направили обращение не только в Минобразования, но и в Министерство информации - чтобы все книги Светланы Алексиевич издать в государственных издательствах. И что вам ответили из обеих министерств?
- Мы хотим, чтобы наши люди прочитали все произведения Алексиевич на родном языке. Из Министерства информации мы получили ответ, что наше предложение будет рассмотрено, если писательница даст согласие на переиздание своих книг в белорусском госиздательстве. Таким образом, было бы хорошо, чтобы Светлана Алексиевич, зная о наших обращениях, копии мы ей можем в любой момент передать, предложила, например, «Художественной литературе» переиздать все свои книги. По-белорусски. Думаю, это возможно, особенно если мы к этому еще несколько тысяч подписей приложим. Когда люди после того, как Алексиевич даст согласие, начнут писать на имя министра информации Ананич: хотим прочитать на родном белорусском языке книги Нобелевской лауреатки.
- А какие произведения Светланы Алексиевич, по вашему мнению, нужно изучать в белорусских школах? С учетом того, что они рассчитаны все же на взрослого читателя.
- Надо изучать все шесть книг. Разумеется, в старших классах. Нужно, чтобы сначала ученики прочитали и усвоили «На империалистической войне» Максима Горецкого и военные повести Василя Быкова. За Горецким и Быковым Алексиевич становится в один ряд. А что, произведения Достоевского легкие? Или «Тихий Дон» - простое чтение? Другое дело, что школьникам нужно хорошо историю преподавать. Ведь я, например, когда впервые в 9 классе прочитал первый том «Тихого Дона», то не мог понять, чего россияне пошли в Пруссию. У меня возникла масса вопросов. В школе об этом не говорили, Первую мировую войну мы вообще не изучали ... Поэтому Алексиевич в школе - это нормально. Как это, чтобы произведения нобелевских лауреатов не изучали в школе? Кстати, Министерство образования формально с нами согласилось. Более того, Алексиевич должна изучаться на уроках белорусского литературы, никоим образом не русской.