Правительство Бакиева не было готово к финансовому кризису, но собиралось открыть огонь по мирным гражданам.
В интервью «Радыё Свабода» сотрудница киргизской службы радио «Свобода» Венера Джуматаева рассказала о причинах, которые вызвали протесты в Кыргызстане.
- Процесс роста недовольства населения Кыргызстана шел давно. С начала руководства президента Бакиева начали происходить какие-то непонятные, странные вещи, которых не было при бывшем режиме. Например, очень известные политики, которые участвовали в так называемой «тюльпановой» революции 2005 года, были убиты при таинственных обстоятельствах, застрелены на улице. Некоторые были сожжены в своих автомобилях. И это все одно за другим и вызвало страх среди людей. Один мой коллега из Бишкека написал мне «Становится все страшнее жить в Кыргызстане», а я написала ему, что страх порождает ненависть, а от нее до таких явлений, которые мы сегодня наблюдаем, один шаг.
Кроме убийств известных политиков четыре журналиста были убиты, около 20 журналистов и политиков попросили политического убежища на Западе. Они объявили, что сейчас возвращаются в Кыргызстан.
В начале этого года киргизское правительство оказалось в очень сложном положении и было вынуждено пойти на непопулярные шаги – повысить тарифы на электроэнергию, на горячую воду, на чистую воду, причем в разы. На электроэнергию цена была повышена в 6 раз. На отопление – вдвое. И так далее. К тому же, было систематическое отключение электроэнергии. Все это зарождало очень многие вопросы. Почему не отключали раньше, а сейчас постоянно отключают свет?
Также президент Бакиев инициировал прошлой осенью конституционные изменения, где самая главная загадка и загвоздка, которая вызвала большое недовольство среди населения, была в том, что он предлагал, что в случае, если президент Кыргызстана не сможет выполнять свои обязанности, то какой-то государственный совет, который пока что не существует, должен назначать его преемника. Согласно Конституции, существует одна структура правительства, но фактические мы имеем другую структуру правительству, которую Бакиев утвердил и создал. В том числе, назначив своего сына Максима Бакиева руководителем Центрального агентства по инвестициям, инновациям и развитию. И это центральное агентство, аббревиатура которого по-русски звучала ЦАРИ, забрала себе все механизмы управления киргизской экономикой. Все деньги оказались в этом фонде…
- Вы говорили о том негативном, что произошло во время управления Курманбека Бакиева. Как вы считаете, произошли ли какие-то изменения к лучшему за эти пять лет?
- Безусловно, были какие-то позитивные моменты. Сейчас эксперты в экономике говорят о том, что зарплаты в стране выросли в несколько раз. Если до «тюльпановой» революции средняя зарплата была около 30 долларов, то сейчас, согласно статистике, около 120 долларов. Все обращают внимание на то, что были отремонтированы дороги, построены новые дороги, заработали какие-то предприятия, которые стояли. Поскольку Курманбек Бакиев сам хозяйственник, он инженер по образованию, он больше занимался хозяйством. Но нельзя говорить о больших переменах в экономике. Большинство показателей были связаны с инвестициями. Самая главная отрасль в экономике – золоторудная – разрабатывается канадской компанией, и если раньше только 13% акций этого главного золотого месторождения принадлежали Кыргызстану, то Бакиев добился того что правительство забрало себе 33%.
- Во время «революции тюльпанов» Аскар Акаев не применял силы, чтобы удержать власть, возможно потому, что его приказы просто бы не выполнили, если бы он такие отдавал. Возможно, он не захотел. Сегодняшнее правительство приказало стрелять в участников протестов. Почему?
- Мы после той «тюльпановой» революции несколько раз брали интервью у Акаева и спрашивали, был ли у него план стрелять в участников протестов. Он сказал, что у них был план, но у него не поднялась рука стрелять в мирных людей. Курманбек Бакиев с самого начала, как пришел к власти, объявил, что он спортсмен, боксер, умеет стрелять, и если протестующие снова захотят захватить «Белый дом», то он не будет убегать, он будет стрелять. Это сценарий, как он обещал, и попробовал осуществить, но этот сценарий не сработал. Когда 20 тысяч штурмуют или просто стоят на центральной площади и пробуют штурмовать «Белый дом», а там около сотни снайперов, то у тех тоже есть какая-то человеческая совесть. Таким образом такой сценарий у него не сработал…