Приезд Алиева в Минск многие восприняли как неожиданный. Однако в белорусско-азербайджанских отношениях уже были такие неожиданные визиты.
Например, неожиданным в СМИ назвали визит Александра Лукашенко в Баку в ноябре 2011 года, поскольку он был анонсирован на более поздний срок. Тогда Лукашенко принял участие в открытии нового здания посольства Беларуси в Баку. И предложил азербайджанским компаниям самые благоприятные условия для размещения инвестиций и открытия бизнеса в Беларуси. При этом подчеркнув: «Если такой интерес у Азербайджана будет, вы получите самые приоритетные возможности в Беларуси». Прошедший в Минске накануне нынешнего визита Ильхама Алиева двусторонний бизнес-форум призван был еще раз подтвердить, что интерес азербайджанского бизнеса к Беларуси остается. Если судить по официальной информации, этот интерес касается в основном сфер торговли и сервиса. Меньше известно о конкретных проектах и формах их реализации в области нефтепереработки с участием известных белорусских НПЗ. Расчет на тесное сотрудничество с Баку в сфере энергетики в последние годы всегда был приоритетом у минских геостратегов.
Между тем события в мире сегодня развиваются настолько быстро, что руководители Беларуси и Азербайджана, других стран, просто не успевают осмыслить суть происходящего. С этой точки зрения визит в Беларусь президента Азербайджана стал неожиданностью, поскольку не был толком анонсирован на это время. Несмотря на схожесть официальных заявлений и тем президентских визитов двухлетней давности в Баку и нынешнего в Минск, есть основания отметить, что встреча Алиева с Лукашенко теперь проходила при новых обстоятельствах.
Внезапная отмена уже объявленного (с публичной благодарностью посла Сурикова за согласие Лукашенко приехать в Москву) визита белорусского президента к российскому коллеге породила немало версий, предположений случившегося. Слова путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова «в связи с чрезвычайной загруженностью» лидеров двух стран, далеко не для всех были убедительны. Одни комментаторы предположили, что причиной срыва встречи Путина с Лукашенко может быть вопрос с пресловутой российской авиабазой в Беларуси, другие усматривают некие до сих пор неизвестные причины взаимоотношений между ними. По слухам, возможно, это связано и с российской спецоперацией в Сирии. Насколько известно, от прямого участия в ней белорусский стратегический союзник России официально дистанцируется, а на самом деле торгует оружием со всеми сторонами конфликта в этом регионе. Такая информация появилась в некоторых российских СМИ.
Что касается Баку, то его явно озадачили объявленные планы создания российско-армянской воинской группировки и единой системы ПВО Армении с Россией. В последнее время состояние многолетней войны между Азербайджаном и Арменией имеет тенденцию к повышению градуса напряженности. Не лишним будет напомнить, что сегодня Армения председательствует в ОДКБ, где активную роль играет и Беларусь. И вряд ли случайным представляется, что буквально в день приземления Алиева в Минске по приказу министра обороны Азербайджана генерал-полковника Закира Гасанова в рамках военных учений силы и средства Военно-воздушных сил и войск ПВО были приведены в состояние боевой готовности. Надо полагать, в Ереване, да и в Москве вряд ли такое совпадение осталось без внимания. Также внимание должно было привлечь и другое событие в Азербайджане, происшедшее во время визита Алиева в Беларусь.
Как стало известно, в результате спецоперации, проведенной сотрудниками МВД Азербайджана в поселке Нардаран, расположенном в 25 км от Баку, были уничтожены четыре члена преступной группировки, действовавшей, прикрываясь религией. В результате операции также погибли два сотрудника полиции. 14 членов группировки задержаны. Некоторые азербайджанские политики назвали происшедшее попыткой запустить в стране сирийский сценарий по свержению президента. Следует также отметить, что о важности для страны данного события свидетельствовал тот факт, что на церемонии прощания с погибшими присутствовали министр внутренних дел, генеральный прокурор, министр обороны, первый замминистра национальной безопасности и другие высокопоставленные чиновники.
И еще одно новое обстоятельство сопровождало встречу Лукашенко с Алиевым. Буквально накануне Баку посетил глава МИДа Турции. По некоторым данным, этот визит был связан с предстоящим 3 декабря визитом в Азербайджан премьер-министра Турции, в ходе которого он попросит Баку помочь Москве и Анкаре урегулировать инцидент со сбитым российским самолетом. Ведь уничтожение российского самолета отодвигает на задний план переговорные процессы по Карабаху. Напряженные отношения между Турцией и Россией, являющимися главными партнерами в карабахских переговорах, естественно, негативно отразятся на них. Если отношения между этими странами нормализуются, то это положительно может отразиться и на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Можно напомнить, что многолетним инструментом, площадкой для обсуждения этой проблемы остается Минская группа ОБСЕ с тремя сопредседателями. Окрыленный своим внешнеполитическим прорывом благодаря «минской площадке» по украинскому кризису, Лукашенко как-то открыто намекнул о готовности сыграть новую роль посредника, миротворца. На этот раз между Баку и Ереваном. А пенсионер союзного значения – госсекретарь Союзного государства генерал Григорий Рапота и вовсе заявил о возможной роли Минска в качестве площадки по урегулированию возникшего конфликта между Москвой и Анкарой. Судя по некоторым комментариям, мнениям наблюдателей, данные пожелания иначе, как «сны отставного генерала», не воспринимаются. А тем временем в фокусе внимания скоро окажется все же Баку, а не Минск.
Как считают турецкие эксперты, безусловно, в ходе предстоящего визита премьера Давутоглу в Азербайджан важное место займут переговоры по энергетическому сотрудничеству сторон. Турция должна искать альтернативные рынки, и Баку может сыграть немалую роль в этом вопросе.
В Брюсселе подчеркивают, что энергетическая безопасность является одним из главных приоритетов, и поэтому ЕС заинтересован в диверсификации маршрутов поставок. Речь идет о поддержке проектов, которые взаимосвязаны с сектором электроэнергетики и газовым сектором, таких как «Южный газовый коридор», который соединяет Италию с Азербайджаном. В ЕС строят серьезные планы получить доступ к азербайджанскому газу.
В качестве основного источника для проектов «Южного газового коридора» рассматривается газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз». На более позднем этапе к проекту могут быть подключены и другие источники.
Газ в рамках второй стадии разработки месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путем расширения Южнокавказского газопровода и строительства Трансанатолийского и Tрансадриатического (ТAP) трубопроводов.
Когда-то, выступая в Баку еще будучи главой правительства, Эрдоган сформулировал стратегические отношения между Анкарой и Баку так: две страны – один народ. Временами подобную формулу отношений можно слышать и в Минске из Москвы. А пока в белорусской столице азербайджанский президент услышал радужные заверения во всемерном отстаивании интересов Баку в Евразийском экономическом союзе. Как известно, Азербайджан имеет тесные экономические связи с большинством членов ЕАЭС. И все решения в ЕАЭС принимаются консенсусом. Понятно, что интересы Азербайджана в ЕАЭС будут всегда наталкиваться на интересы Армении. В ближайшем историческом будущем их совместимость в ЕАЭС представляется возможной теоретически. Поэтому обещания Минска реально отстаивать интересы Баку в этом объединении являются лишь декларативными. Тем не менее, несмотря на некоторые упомянутые обстоятельства у себя дома, президент Азербайджана все же нашел время приехать в Минск пообщаться с белорусским коллегой «в узком формате». По словам некоторых членов сопровождавшей его делегации, иной формат общения служил лишь декорацией истинного содержания отношений между руководителями двух государств.
Роман Яковлевский, belrynok.by