«Основные направления таможенно-тарифной политики», обсужденные правительством России 25 марта, вчера опубликованы Минэкономики РФ.
Документ впервые описывает изменения в стратегии применения мер таможенно-тарифного регулирования после создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, пишет газета «Коммерсант».
Напомним, создание союза с января 2010 года сопровождалось частичным снижением единого таможенного тарифа (ЕТТ) в сравнении с действовавшим в 2009 году российским таможенным тарифом по 1,5 тыс. товарных позиций (в основном это одежда и медицинский импорт), повышением по 350 позициям и сохранением ставок по 9,3 тыс. позиций неизменными.
Как следует из текста документа, подготовленного Минэкономики РФ, незначительная либерализация таможенного режима воспринимается ведомством преимущественно как угроза. Ведомство констатирует риски снижения с 2010 года поступлений от ФТС в бюджет.
«Исходя из прогнозируемой динамики и структуры импорта, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин ЕТТ с учетом льгот и преференций в 2010 году прогнозируется на уровне 10,15%, в 2011 году - 10,05%, в 2012 году - 9,85%. Согласно оценке объемов импорта в 2013 году, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин ЕТТ с учетом льгот и преференций по налогооблагаемому импорту из стран дальнего зарубежья в 2013 году будет находиться в диапазоне 9,8-10%»,- предполагается в документе.
Впрочем, протекционизм государственной внешнеторговой политикой объявляется в документе вполне открыто. «Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного импорта будет формироваться исходя из принципа эскалации таможенного тарифа при отказе от необоснованного завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального назначения»,- провозглашается в нем. Цели и задачи такого протекционизма указаны в приложении - защита секторов экономики со средней степенью конкурентоспособности с применением мер «активной» таможенно-тарифной политики.
В низкоконкурентном секторе защиту предполагается сохранять или же снижать для сдерживания инфляции и сохранения внутреннего спроса (исключение - сектора, производящие товары «особой государственной и социальной значимости»; пример - АПК: для них предлагается «резервирование» доли рынка за национальными производителями). В высококонкурентных секторах рост импортных тарифов допускается лишь при «недобросовестной конкуренции» иностранцев.
«Активная» протекционистская защита «Основными направлениями» объявлена и инструментом реализации «инновационной политики» в РФ. «Во многих случаях требуется индивидуальный подход к реализации общей задачи стимулирования инновационно ориентированного развития России»,- объявляется в документе. Впрочем, другая рекомендованная мера - снижение пошлин на импорт компонентов и техники для инновационного промышленного производства.
Чистой декларацией государственного протекционизма «Основные направления» считать нельзя: так, предлагается и снижение барьеров на пути инвестимпорта, а в ряде случаев признается стимулирующее действие внешней конкуренции. Тем не менее, даже Таможенный союз рассматривается не столько как способ открытия рынков партнерам, сколько как инструмент сокращения импорта - в тексте признается важным «возможность налаживания импортозамещающей кооперации и экономически целесообразного замещения на рынке Таможенного союза продукции из дальнего зарубежья товарами, происходящими с единой таможенной территории».
Идеологию документа хорошо описывает следующая цитата из него: «Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешних рынках». Опасения именно такого рода действий неоднократно высказывались на саммитах G20 в 2008-2009 годах, в которых принимала участие и Россия.