Повышение пенсионного возраста и сокращение отпуска по уходу за детьми в Беларуси можно считать уже решенными вопросами.
Такое мнение высказывает в статье для «Белорусских новостей» заместитель председателя Объединенной гражданской партии, экономист Лев Марголин.
Социально-ориентированная рыночная экономика продолжает поедать самое себя. Повышение пенсионного возраста можно считать вопросом уже решенным. Коммунальные тарифы растут по своим, никому не понятным правилам, умудряясь при этом постоянно отставать от себестоимости коммунальных же услуг.
Но обиднее всего, когда государство начинает экономить на будущем страны. Причем самыми иезуитскими методами. С одной стороны, обещает материнский капитал, правда, в не самом обозримом будущем, с другой — намекает на возможное сокращение оплачиваемого отпуска по уходу за детьми в возрасте до трех лет.
Антонина Морова, бывший министр социальной защиты населения, а ныне член Совета Республики, сопредседатель общественного объединения «Белорусский союз женщин», заместитель председателя Национальной комиссии по правам ребенка, заместитель председателя Национального совета по гендерной политике при Совете министров, считает такие отпуска расточительством.
Соответствующее заявление было сделано на прошлой неделе на международной конференции «Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика». Большинство официальных сайтов как-то постарались это выступление не заметить.
Здесь характерно всё: и место, где было сделано заявление, и пост человека, его сделавшего. Не то, чтобы более логично, но более ожидаемо было бы услышать подобное от представителя исполнительной власти, замордованного дефицитом Фонда социальной защиты населения, а не от человека, занимающего главные посты в общественных организациях, призванных защищать интересы матери и ребенка.
Выступление г-жи Моровой — это причудливое сочетание казуистики и откровенной лжи. Однако оно заслуживает, чтобы его прокомментировать подробнее.
Аргумент № 1. Беларусь является единственной страной с таким продолжительным оплачиваемым отпуском по уходу за ребенком. Это неправда. Да, в России оплачиваемый отпуск — полтора года, но там можно ухаживать за ребенком еще полтора года, не попадая автоматически в разряд тунеядцев. Но в мире есть достаточно стран, где о детях заботятся не меньше чем у нас. Где больше, где меньше, но до трех лет платят в Испании, Польше, Германии, Эстонии, Финляндии и ряде других стран.
Аргумент № 2. Большинство женщин не используют отпуск полностью и выходят на работу раньше. Тоже все очень просто: делается это не от хорошей жизни. Работая на полставки, женщина сохраняет право на полное пособие. Даже полностью выйдя на работу, она будет получать половину пособия.
Аргумент № 3. Действенным механизмом поддержки семьи, по словам Моровой, является вложение средств в развитие семейной инфраструктуры. Кто бы спорил. Но, во-первых, это не является альтернативой пособию, а во-вторых, государство отнюдь не собирается переориентировать высвобождающиеся средства в льготное кредитование жилищного строительства и создание дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях. А еще неплохо было бы зарплаты поднять воспитателям и нянечкам.
Вообще, экономия бюджета — вещь вполне себе понятная, особенно, когда в стране кризис. Только вот что-то не слышно ничего о сокращении президентской охраны, которая, вот уж действительно, не имеет себе равных в Европе. Да и ОМОН сокращать никто не собирается.
Есть еще одно обстоятельство, которое заставляет думать о нашей стране, как о королевстве кривых зеркал. Не далее, как три месяца назад действующий министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина в интервью агентству БелТА высказалась против сокращения отпуска по уходу за ребенком: «Женщина и члены ее семьи вместе решают, кто и сколько времени будет находиться в таком отпуске, тем более что три года — не обязанность, а право».
Вот так, дорогой читатель, власть против сокращения отпуска, а наши сверхсознательные женщины в лице руководителя одной из общественных организаций — за.
И ладно, если бы в стране вакантными были тысячи рабочих мест, так нет же! Да и забыла, наверное, г-жа Морова, что женщины с маленькими детьми, вышедшие на работу, по полгода находятся на больничном. Так что то, что ФСЗН сэкономит на пособиях по уходу, он растратит на пособия по болезни.
Не иначе, как просто хотят наших мамаш сделать тунеядками и обложить налогом.