В Беларуси вот уже пять месяцев наблюдается отток рублевых вкладов населения, и ноябрь не стал исключением.
После принятия нашумевшего декрета № 7 из банковской системы утекло около триллиона рублей. Впрочем, как отмечают эксперты и участники финансового рынка, помимо декрета существуют и иные факторы, которые способствуют снижению объема сбережений населения, пишут «Белорусские новости».
Почему рубли покидают банки
Динамика срочных рублевых вкладов населения имеет в этом году разнонаправленную динамику. Так, в январе-мае на фоне высоких ставок по депозитам в национальной валюте объем рублевых вкладов постоянно увеличивался.
С лета, когда ставки снизились, а курс доллара в Беларуси вслед за Россией стал расти, в банковской системе наблюдается постоянный отток рублевых сбережений.
«У вкладчиков сегодня нет большой мотивации хранить сбережения в нацвалюте. Ранее люди конвертировали иностранную валюту в рубли, поскольку это было очень выгодно. Сегодня, когда ставки снизились, рублевый депозит перестал быть инструментом быстрого приумножения средств», — констатировал в беседе с корреспондентом БелаПАН член правления одного из банков.
Сегодня белорусские банки предлагают по рублевым безотзывным вкладам максимум 30% годовых, по отзывным рублевым депозитам ставка будет в лучшем случае 25% годовых. При этом ставка по отзывным валютным вкладам составляет 4%.
С учетом прогнозируемой инфляции в районе 18% преимуществ у рублевых вкладов в глазах населения сегодня не так много, особенно если учесть, что вкладчики в последние годы привыкли хранить сбережения в нацвалюте под 40-50% годовых
Привлекательность рублевых вкладов в ноябре, вероятно, подорвал и рост курса доллара.
«В ноябре курс доллара преодолел отметку 18 000 рублей. Этот фактор может вызывать у населения беспокойство и провоцировать отток рублевых депозитов. На поведение вкладчиков у нас всегда влияет уровень девальвационных ожиданий», — говорит старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
Наконец, еще один фактор снижения рублевых вкладов, который называют участники финансового рынка, — относительно высокие расходы населения.
«Вкладчики хранят только то, что есть. Зарплаты в стране уже на протяжении длительного времени не растут. В то же время потребление сегодня значительно выше, чем доходы. Сказывается сезонный фактор — каждую неделю магазины проводят «черные пятницы». В декабре такая ситуация сохранится — потребление останется на высоком уровне, люди будут весь месяц покупать подарки к Новому году», — предполагает топ-менеджер одного из банков.
Жертвы и цели Нацбанка
В ноябре, как ожидал Национальный банк, отток рублевых депозитов должен был происходить еще и в связи с вступлением в силу принципиально новых условий размещения вкладов. Напомним, с 12 ноября, согласно декрету № 7, вклады были разделены на отзывные и безотзывные, и последние население не может забрать до окончания срока их размещения.
«Мы ожидали после этого определенный отток вкладов населения, оценивали его в 10% к ресурсной базе банков, то есть это 3 трлн рублей. К настоящему времени отток произошел менее чем на триллион рублей, а вклады в инвалюте снизились всего лишь на 60 млн долларов при их общем объеме 8 млрд долларов», — обрисовал ситуацию после вступления в силу декрета первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, выступая 3 декабря в парламенте.
Представители коммерческих банков подтверждают, что отток вкладов в ноябре носил плавный характер и большого ажиотажа со стороны вкладчиков не наблюдалось.
«Прямо массово, чтобы люди выстраивались забирать вклады, — нет такого», — подчеркнул собеседник БелаПАН в банковских кругах.
В общем, события после вступления в силу нашумевшего декрета развивались довольно спокойно, и банковская система отделалась потерями даже меньшими, чем ожидал Нацбанк.
Регулятор пошел на эти жертвы, чтобы решить несколько задач, считают аналитики финансового рынка.
«До недавнего времени депозиты в банках размещались практически всегда на короткий срок и являлись инструментом спекуляций. В результате, финансовые ресурсы, которые направлялись в банки, не позволяли решать инвестиционные задачи. Нацбанк, инициировав седьмой декрет, пытается удлинить сроки размещения вкладов и, таким образом, изменить структуру депозитного портфеля банков», — полагает Валерий Полховский.
Одновременно с этим Нацбанк благодаря седьмому декрету получит инструмент для понижения процентных ставок на денежном рынке, считает экономист Антон Болточко.
«Декрет ввел новый вид депозитов — безотзывные, которые нельзя досрочно забрать из банка. Таким образом, Нацбанк имеет теперь страховку от внезапного оттока вкладов, и в этой ситуации у регулятора появляется больше возможностей по управлению процентными ставками на рынке. Нацбанк может их снижать, не опасаясь лавинообразного оттока вкладов из банков», — считает Антон Болточко.
По мнению аналитика, регулятору удастся решить благодаря реализации декрета обе упомянутые задачи — удлинять сроки размещения вкладов и снизить процентные ставки на денежном рынке.
«Однако, даже если изменится структура пассивов в банковской системе, это будет обеспечено не за счет притока новых средств населения, а, скорее всего, путем перераспределения тех ресурсов, которые сегодня уже находятся в банках», — предполагает Болточко.
Норма сбережений населения в Беларуси, прогнозирует экономист, в ближайшие годы будет оставаться на низком уровне, так что увеличения вкладов в ближайшие годы ждать не стоит. А вот проедание существующих сбережений, если по требованию кредиторов начнут расти расходы белорусских семей, вполне возможно.