Михаил Мясникович продолжает «кошмарить» белорусов своими оригинальными идеями, доказывая, что его рано списывать с политического Олимпа.
Взять хотя бы недавнюю инициативу, возмутившую многих белорусов, но пока, все же, не воплотившуюся в жизнь, – о налоге с посылок из-за рубежа.
«Салідарнасць» решила вспомнить, как этот чиновник оказался у руля, чем обеспечил себе политическое долголетие и как складывались его взаимоотношения с Александром Лукашенко?
Получил от Лукашенко «по заслугам»
Стоит отметить, что у власти Михаил Мясникович находится даже дольше, чем Александр Лукашенко. Никто и не ожидал, что избранный в 1994 году Лукашенко вдруг захочет оставить вице-премьера, работавшего в правительстве Кебича, на том же посту в новом составе Кабинета министров.
Еще в 1994 году, на вопрос: «Как вы поступите с самым богатым человеком страны Михаилом Мясниковичем?», Лукашенко безапелляционно заявил:
— По заслугам.
После таких слов многие уже представляли вице-премьера в наручниках. Дело в том, что в ходе избирательной кампании Лукашенко страстно обличал тогдашнее правительство, обвинял в коррупции, некомпетентности, грозился отправить в тюрьму многих министров во главе с премьером.
Но неожиданно оказалось, что «по заслугам» Мясникович получил... высокую должность.
Предал бывшего шефа ради Лукашенко
Впрочем, Александр Федута в своей книге «Политический портрет» предполагает, что поражение Вячеслава Кебича в ту кампанию — как раз в числе тех самых «заслуг» Мясниковича, имеющего в узких кругах прозвище «Гробовщик» (его он получил за то, что начинал карьеру в качестве главного инженера «спецхозяйства» белорусской столицы — правительственного кладбища).
Вот как вспоминает Алексaндр Федута работу в предвыборном штабе Лукашенко:
«Эхом доходила до нас информация о переговорах с Мясниковичем. (Это было и вовсе запредельно: Мясникович занимал пост первого вице-премьера, а в случае победы Кебича должен был возглавить правительство.)»
Леонид Синицын (бывший соратник и руководитель администрации Лукашенко — «Салідарнасць») вспоминает:
«До того, как стало очевидно, что Лукашенко стал явным лидером, мы с Лукашенко говорили с Мясниковичем. Он вздыхал:
— Ну да, я понимаю, у вас очень большие шансы. Я, как бы, на вашей стороне.
Не помню дословно, но то, что он выразил готовность с нами сотрудничать, было тогда уже ясно».
Как говорится, вовремя предвидеть — не означает предать».
Самое интересное, что сам Вячеслав Кебич в тот момент совершенно не сомневался в преданности Мясниковича, который был к тому же руководителем его штаба. В книге «Искушение властью» Кебич вспоминает, что даже после его проигрыша в первом туре голосования Мясникович до последнего уверял его в неизбежной победе.
Перещеголял Лукашенко костюмом и часами
То, что Михаила Мясниковича не случайно называли «самым богатым человеком страны», находит множество подтверждений.
Вот как вспоминает про первый визит в Москву Лукашенко Леонид Синицын:
«Больше всего запомнился внешний вид нашей делегации, которая туда ехала. Это нужно было видеть! Наши новые руководители жили тогда почти так же бедно, как и весь белорусский народ. А в России уже виден был лоск власти. И тут приезжает наша команда!.. Я думаю: «Господи, как мы к Ельцину приедем?» Какая-то банда батьки Махно».
Вместе с тем он отмечает, что из всей белорусской команды тогда выделялись и могли соответствовать россиянам лишь «пообтесавшийся в бытность банкиром» Чигирь и «привыкший к вояжам в «столицу» аппаратчик Мясникович». А вот остальные, по его словам, явно не выдерживали сравнения — «ни по одежке, ни в манерах»: «На фоне ухоженного Бориса Ельцина Лукашенко в его ратиновом пальто тянул максимум на секретаря обкома».
Впрочем, даже сегодня, когда упрекнуть Александра Лукашенко в отсутствии лоска в гардеробе язык не поворачивается, Михаил Мясникович все равно умудряется утереть ему нос. Так, например, на минском Инвестиционном форуме в 2012 году тогдашний премьер щеголял в швейцарских часах за 37 с лишним тысяч долларов — в два раза дороже диктаторских.
«Реформатор-невидимка»
Надо сказать, что не только внешним видом, но и мыслями Михаил Мясникович сильно отличается от своего нынешнего начальника. Многие называют бывшего премьера в числе активных сторонников реформ. Правда, сам он так хорошо научился это скрывать, что сходу и не заподозришь.
Свои реформаторские порывы, Мясникович демонстрировал еще в начале первого срока Александра Лукашенко. Федута вспоминает о разговоре, который состоялся у него в 1994 году с Виктором Гончаром:
«Гончар сказал:
— Правительство было готово уйти, если бы Александр Григорьевич отказался от рыночных реформ.
Я переспросил:
— Все? И Мясникович?
Гончар улыбнулся:
— А почему вы спросили о Мясниковиче?
— Потому что если даже Мясникович готов уйти, то это действительно серьезно.
— И Мясникович, — выдержав паузу, сказал Гончар».
Дело в том, что у Мясниковича была репутация умного и осторожного аппаратчика.
Было очевидно: если он сдержит слово и уйдет в отставку, посыплется весь состав правительства. Но Гончар напрасно утешал себя подобного рода иллюзиями: в отставку он ушел один.
Еще одна показательная история произошла в ноябре 1994 года, когда Лукашенко в свой первый краткосрочный отпуск улетел в Сочи на лечение (по причине приступа радикулита). В это время правительство должно было отпустить цены на молочные продукты. Что и было сделано.
Но тут Лукашенко экстренно прерывает свой отпуск и по возвращении на родину, где на всю страну «полощет» по БТ правительство, которое, как оказалось, «плохо» работает без него.
«Это была настоящая «подстава». Потребовать от правительства решительности в проведении рыночных реформ и после первого же шага выставить его «врагом народа», публично вывозив, как нашкодившего щенка., — вспоминает Федута. -
Все готовились к отставке. Но никакой отставки не последовало. Заседание правительства свелось к тому, что, выслушав аргументы, Лукашенко лишь попросил:
— Я обещал народу вернуть цены назад. Верните хотя бы на творог на несколько дней».
Впрочем, этот нехитрый прием с хорошим царем и плохими боярами, Лукашенко провернет еще не раз. Тогда же правительство нашло в себе силы для противостояния. И Мясникович был как раз в числе тех, кто выступил в поддержку продолжения курса реформ.
Кстати, и позже о нем отзывались как о человеке, имеющим понимание необходимости перехода к рынку.
– Говорят, что Мясникович – человек старой закалки, который не понимает рынка. Все это фигня. Он – неглупый человек, который осознает необходимость реформ, – отмечал в интервью «Cалідарнасці» бывший глава ФПБ и экс-кандидат 2001 года Владимир Гончарик.
Однако каких бы радикальных взглядов ни придерживался Мясникович, лучше всего у него получается оставаться в нынешней системе реформатором-невидимкой. Его политическое долголетие — тому свидетельство.
Подозревали в том, что стоит за одним из кандидатов в президенты
Такие подозрения возникли у многих в 2001 году, когда на пост кандидата в президенты решил попробовать себя бывший посол Беларуси в Латвии Михаил Маринич — хороший приятель Мясниковича и его коллега по работе в Мингорисполкоме и правительстве.
«В ответ на его (Маринича — «Салідарнасць») неожиданное выдвижение чиновники зашевелились: такое не может быть случайным. За спиной Маринича они угадывали другие, гораздо более серьезные фигуры из «минской группы» — премьер-министр Владимир Ермошин, глава Администрации Михаил Мясникович. Может, Маринич и не согласовывал с ними свои действия, но все знали об их добрых личных отношениях, как и об их отношениях с Москвой. Это увеличивало шансы и усиливало подозрения», — пишет Александр Федута.
Увы, собрать необходимое для выдвижение количество подписей Мариничу не удалось (поговаривают, что не без участия Администрации).
Что было с Мариничем дальше, многим хорошо известно: арест и суд по надуманному обвинению в присвоении оргтехеники. Сам же Мясникович всеми силами пытался откреститься от возможных подозрений в связях с бывшим приятелем. По утверждению родных Маринича, помочь своему соратнику ни до ни после он даже не пытался.
Примечательно, что фамилия Мясниковича всплыла в связи с президентскими выборами не просто так. В 2000 году накануне избирательной кампании председатель Федерации профсоюзов белорусских Владимир Гончарик встретился в Москве с одним из самых влиятельных людей России, имя которого он отказывается раскрывать по сей день. Речь шла о возможном преемнике Александра Лукашенко. По его словам, среди прочих в Москве всерьез рассматривали кандидатуру Михаила Мясниковича.
– Я помню ту характеристику, которая была дана московским деятелем Мясниковичу: опытный, хитрый, осторожный. Я с этим полностью согласен, – рассказывал «Салідарнасці» Владимир Гончарик.
Впрочем, и на вторых ролях Михаил Мясникович чувствует себя вполне комфортно. Станислав Богданкевич как-то вспоминал: «Однажды он сказал мне: я часто бываю заместителем у людей, которые не являются выше меня по уровню интеллекта и способностям».
А экс-министр труда Александр Соснов при характеристике Мясниковича называет его «большим мастером кулуарной борьбы».
— Есть ощущение, что он сильно не любит Лукашенко, но при этом умудряется столько лет работать не на самых последних должностях.