Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Турецкая карта

Турецкая карта

Состояние белорусской экономики – картина в черных тонах. Приходится изобретать новые налоги, поднимать пенсионный возраст, скрести по сусекам.

Премьер Кобяков как в воду смотрел, выступая 12 ноября, в Стамбуле (почти за две недели до гибели российского Су-24) на Белорусском инвестиционном форуме. Он говорил о желании сделать Турцию «ключевым плацдармом для диверсификации экспорта». О том, что Беларусь готова поставлять в Турцию и кормоуборочную технику «Гомсельмаша», и дорожно-строительную технику «Амкодора», и наши МАЗы, БелАЗы, трактора, и многое другое.

После трагедии с самолетом Путин закусил удила и не принял предложение турецкого президента Эрдогана встретиться на полях парижского саммита по климатическим проблемам, на который съехались главы 150 стран, чтобы обсудить ситуацию, создавшуюся в связи со сбитым турецкими ВВС самолетом. Более того, Россия объявила Турции экономическую и дипломатическую войну. Это эмбарго на поставку в Россию турецких продовольственных товаров, что уже давно сделано в отношении стран Евросоюза, и приостановка с Турцией безвизового режима. Российским туристам практически запрещено посещение турецких курортов, воздушное сообщение с Турцией заблокировано.

Тут Кобякову, как говорится, и карты в руки. Белорусскому руководству есть над чем подумать, чтобы найти свое место в очередном путинском конфликте. Это касается и экономики, и политики. Россия – крупнейший поставщик товаров в Турцию. Она обеспечивает 10,4% всего турецкого импорта. Следом идут Китай – 10,3% и Германия – 9,2%. Только в 2014 году российский экспорт в Турцию вырос на 64%, с 15 млрд до 24,8 млрд долларов. Общий товарооборот стран достиг 31,4 млрд долларов и поднялся за последние 10 лет в три раза. Турция – седьмой по счету торговый партнер Российской Федерации. Россия получает оттуда фрукты-орехи (12,4%), транспорт (11,3%), котлы и электрическое оборудование (5,7%), овощи (9%). Турецкие строительные компании выполняют в стране огромный объем работ – не менее чем на 10 млрд долларов.

Несмотря на это, или, наоборот, исходя из этого, Кремль и принял жесткие решения, прежде всего экономического характера. Россия отказалась от импорта из Турции легко замещаемых, как думает ее руководство, товарных групп в виде фруктов (в основном томаты, орехи) и овощей. Россияне положили глаз и на турецкие мясо, рыбу и морепродукты. Мяса в этом году было поставлено в Россию на 3,6 млн долларов, а рыбы и морепродуктов – на 14,6 млн долларов. Россельхознадзор уже «включился в работу» и обнаруживает в турецком мясе разного рода бактерии, а Роспотребнадзор придирается к турецкому ширпотребу.

Конечно, учитывая российские углеводороды, поставляемые туркам, как отмечалось, доля товаров из России в структуре турецкого импорта наибольшая. А доля импорта из Турции за январь–сентябрь в общем объеме ввозимых в Россию товаров лишь 34,6%. Турция – второй по значимости импортер российских зерновых. А главное – ежегодный доход Турции от оказания туруслуг россиянам оценивается приблизительно в 10 млрд долларов. В 2014 году в Турции отдыхало 4,5 млн россиян. Более интенсивно это направление осваивают только немцы (5,25 млн). Не зря же стала крылатой шутка, что Турция является всероссийской здравницей.

Все это, конечно, подсчитали и оценили в Кремле, чтобы больней ударить по турецкой экономике. Москва пообещала пересмотреть перспективы деятельности турецких строительных компаний, которые занимают до одной трети соответствующего рынка. В запасе у Кремля остается еще экспорт из Турции промтоваров и два стратегических проекта: «Турецкий поток» – поставка дополнительного количества газа в Турцию и через нее, дальше в Южную Европу, а также строящаяся по российскому проекту АЭС в Аккую. Но Турция, правда, в нарушение международных договоров, на которые Путин с некоторых пор сам плюет, может закрыть для прохода российских судов, в том числе военного назначения, пролив Босфор. Закупорив Россию в Черном море и оставив сирийский режим Асада без ее морской транспортной и военной поддержки. Пока же турецкое правительство думает над тем, какие экономические контрсанкции ввести в ответ.

Как видим, если окончательно найдет коса на камень, мало не покажется. Ни туркам, ни россиянам.

Что же Беларусь на фоне российско-турецкого конфликта? Надо отдать должное белорусскому руководству. Как и в случае с российско-украинским конфликтом, оно не пошло на поводу у Кремля, авантюры которого ввергли Россию в состояние «холодной войны» с Западом времен Советского Союза, а теперь вплотную подводят человечество к третьей мировой войне. А заняло по меньшей мере нейтральную позицию, сожалея о ссоре вчерашних партнеров – союзнической России и дружественной Турции. Ведь отношения России и Турции были весьма дружественными как на государственном, так и на личном уровне президентов.

В этой связи достаточно показательным был визит в Минск президента Азербайджана Алиева, который традиционно лично представляет интересы Турции в Восточной Европе как родственного тюркского народа и регионального лидера. Заметим, что к этим народам относятся и казахи, и татары и башкиры. Не случайно же и Назарбаев призвал Россию и Турцию к примирению. Хотя повестка переговоров с Азербайджаном была в основном экономической, думается, российско-турецкий конфликт также обсуждался.

Как Лукашенко, так и Алиеву в этом конфликте выгодно предоставить свои посреднические миротворческие услуги. У первого традиционно близкие отношения с Путиным, у второго – с Эрдоганом. Лукашенко в последнее время вообще внешняя политика удается куда лучше, чем внутренняя. Состояние белорусской экономики – картина в черных тонах. Приходится изобретать все новые налоги, поднимать пенсионный возраст, скрести по сусекам в бюджет. Кредит от МВФ, по сути, под вопросом. А деньги нужны здесь и сейчас.

Встреча с Путиным, на которой планировалось обговорить кредит Евразийского банка, не состоялась из-за этого же треклятого конфликта: Путину сейчас не до того. Он и его окружение ломают голову над тем, как побольнее «укусить» Эрдогана и дать очередной ответ поддерживающим его Западу и НАТО. А некоторые наиболее ретивые прокремлевские писаки вообще расценивают визит в Минск Алиева как пощечину Кремлю в ответ на отказ в рандеву Лукашенко.

Для белорусского правительства в связи с российским эмбарго в отношении Турции и украинским эмбарго в отношении России, которое начнет действовать с 1 января 2016 года, открываются определенные перспективы в деле интенсификации и диверсификации своего внешнего товарооборота. Надо занять продовольственные ниши на российском и украинском рынках, которые будут освобождать эти эмбарго. Как показал недавний опыт, Россия не сможет сразу заместить турецкие продовольственные поставки, логистика такого замещения будет несравненно хуже. Это грозит новым повышением цен на продовольствие в России, что, кстати, российское руководство с некоторых пор совершенно не «колышет». Необходимо шире открыть свои белорусские ворота для турецкого импорта, включая капиталовложения, особенно в строительной отрасли. Возможен, конечно, и реэкспорт турецких товаров в Россию, в том числе «серый», что белорусский бизнес, как показал недавний опыт, успешно осваивает.

Было бы, безусловно, совсем не дурно для белорусского руководства разыграть турецкую карту. Привлечь в страну, например, при содействии и кредитов Азербайджана новую волну турецкого бизнеса, обойти транзитом через Беларусь кремлевские препоны для турецких товаров и при случае вновь предложить Минск как переговорную площадку в данном конфликте, который далек от завершения и неизвестно куда выведет.

Но в этих устремлениях можно легко перегнуть палку: Москва всегда ревниво смотрит на подобные «телодвижения». Особенно сегодня. Можно легко остаться без ее трехмиллиардного кредита.

Борис Желиба, «Народная воля»

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]