Люди, которые владеют дачами в районе стройки Витебской ГЭС, не прекращают протестов.
В садоводческом товариществе «Судостроитель» провели собрание несогласных с размером компенсации за уничтожение имущества, передает «Радыё Свабода».
«Судостроитель» находится возле деревни Тетерки Витебского района. Еще в мае владельцы дач получили официальное предупреждение о запланированном подтоплении их участков в результате работы ГЭС, их предупредили, чтобы готовились к сносу.
За уничтоженное имущество хозяевам предлагают денежную компенсацию. Но ее размер людей не устраивает: эти деньги слишком малы, чтобы приобрести дачу в подобном месте - недалеко от города и на берегу водоема. Ко всему прочему, в «Судостроителе» знают о грустном опыте соседнего садоводческого товарищества «Родник» - там уже посносили дачи. А хозяевам насчитали компенсации в долларовом эквиваленте - но не по нынешнему курсу валюты, а по тому, какой он был на момент оценки.
Свои претензии владельцы дач пытались выложить на собрании, куда были вынуждены приехать представители Витебского райисполкома, РУП «Витебскэнерго», проектного института «Белгипрозем» и других служб. Но на все вопросы официальные лица ответить так и не смогли. Выяснилось, что еще нет окончательного проекта, как должна быть устроена территория, освобожденная от дач. И срок сноса не очерчен - «где-нибудь в феврале-марте». Владельцы дач не знают даже, будут ли снесены все постройки на их участках, или только частично. И очень недовольны размером компенсаций.
«Почему вы постоянно говорите о какой-то «продаже» нашего имущества? Мы ничего не продаем! Продавать мы могли бы и год, и два, и три, пока не договоримся на хорошую цену. А, может, вообще подарили бы дачу бесплатно кому-нибудь! Наши дачи забирают насильно - какая тут продажа? Так почему не назначают цену, которая удовлетворила бы нас, хозяев?» - возмущается представитель «Судостроителя» Валентина Владимировна.
Женщина обращает внимание на грубость должностных лиц, которые не хотели обсуждать с ней эту проблему в служебных кабинетах. Ей даже пришлось услышать угрозы: «Если будете жаловаться — и такой цены не получите!»
Кроме цен в «Судостроителе» обеспокоены тем, будет ли учитываться девальвация валюты. Стоимость дачи на день оценки и на момент выплаты может существенно отличаться, как показывает действительность. Будет ли это учтено, ответственные лица не могут сказать с полной уверенностью. И подкрепить свои обещания каким-либо документом отказываются также. Поэтому хозяева дач открыто говорят:
«С нас насильно делают спонсоров строительства ГЭС, снижая стоимость имущества, за которое надо платить из бюджета».
В общем претензий к тем, кто представляет «сторону сноса», у владельцев дач набрался целый список. Однако отвечать перед людьми на собрании официальные лица не захотели. Услышав много неодобрительных слов, заместитель председателя Витебского райисполкома Павел Шикшнян предложил разговаривать индивидуально: чтобы специалисты ходили по участкам, а хозяева задавали вопросы частно.
Много вопросов касалось метода оценки домов. Он был сравнительный: определялись цены, ориентируясь на цены других дач, возведенных далеко не в таких удобных для отдыха местах.
Александр Гулей говорит, что отказывал покупателям, которые предлагали ему 9 тысяч долларов, а сейчас государство забирает его дом с другими постройками за 6 тысяч с лишним:
«Я очень недоволен сносом! Вы же видите, какое это место! Оно и нажитое - мы здесь 40 лет жили, отцы наши похоронены на местном кладбище. А теперь вот получили расценки. И меня поражает, что мой участок оценен в сравнении с участками в поселках Октябрьский или Селюты. Как это можно сравнить? Сравните с участками на Днепре, на Соже, на озере Лосвидо! Почему народ не переселить, выдав участки в аналогичном месте, почему не отстроить нам новые дома за эти цены, которые они определили? У нас же социально-ориентированное государство? А сносят нас — как будто кулаков каких-то раскулачивают. Конечно, государству нужна электроэнергия, и нам она нужна. Но почему же так несправедливо? Все недовольны, и непонятно, будет ли даже привязка к доллару. Мы боремся, чтобы сумма была по курсу доллара на момент выплаты. Но никто ничего не обещает, никаких документов нет. А что, разве чиновники не могут все это заранее продумать? Нас в очередной раз могут просто бросить!»
Владельцы дач борются за каждый метр участка: если место на берегу высшее, то можно не сносить, а переставить дом. Отстаивают каждое дерево на своей территории. Дискутируют, применяя специальную терминологию - такое впечатление, что они подготовлены к собранию гораздо лучше чиновников и специалистов.
В «Судостроителе» есть местная особенность: здесь находится дача Глеба Горбовского - российского поэта, автора известных советских шлягеров «Розовый слон» и «Папа, подари мне куклу». Его преемник, племянник Адриан Фомин предложил оригинальный способ сохранить постройку как культурный объект, причем за собственные средства:
«Если будет принято решение о сносе и выплате компенсаций, просим рассмотреть возможность переноса дома на временное сохранение - за наши средства. Чтобы потом переместить и установить его на понтоне на Двине, за наши же деньги».
Чтобы воплотить это, уже нашлись спонсоры. Но чиновники и представители властей просто растерялись, не зная, что сказать.
Конструктивного было сказано вообще очень немного, считает местный лидер граждан, несогласных со сносом, Владимир Гущенко. Он замечает, что к решению главного вопроса - о привязке стоимости к доллару с учетом девальвации на момент выплаты - собрание так и не привело:
«Собрание - нет, не привело. Устно, на словах ни райисполкому, ни специалистам верить нельзя. Поэтому подаем в суд. Там будет письменное решение - как положено выплачивать компенсацию. А то мы уже с мая говорим об этом, а нам отвечают раз - так, раз - иначе: то мы правы, то мы не правы... Пока не будет документов, мы будем держать это на контроле. А если это еще и не будет выполняться, то люди просто не выедут из домов. Старики, женщины, люди среднего возраста, молодежь, которая писала Лукашенко, - все они готовы в феврале даже жить в этих домах, чтобы контролировать ситуацию».